На фестивале «Красная площадь» обсудили вопросы консолидации книжной отрасли
Масштабная конференция «Книжная отрасль России: время консолидации» прошла в первый день книжного фестиваля «Красная площадь». Организаторами выступили журнал «Книжная индустрия», комплекс «Российская книжная палата» Российской государственной библиотеки, Российский книжный союз при поддержке Минцифры России.
Изменение геополитической ситуации, санкционная политика в отношении России, принятие новых федеральных законов и постановлений, регламентирующих работу, рост цен на книги и проблемы демпинга, — все это оказывает негативное влияние на российское книгоиздание, книгораспространение и книжную полиграфию. Как книжная отрасль работает в это непростое время? Какие важнейшие отраслевые проекты и инициативы способствуют консолидации и развитию книжной индустрии, продвижению инфраструктуры книги и чтения в России? Эти вопросы обсудили лидеры отрасли, руководители издательств, книготорговых и полиграфических предприятий России.
Модераторами выступили президент Ассоциации книгораспространителей, главный редактор журнала «Книжная индустрия» Светлана Зорина, начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Александр Воропаев и руководитель направления информационного представительства Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Константин Антипов.
Сегодня мы поговорим не просто об итогах 2022 года, а уже о первом квартале 2023, потому что ситуация на рынке развивается стремительно. Да, турбулентность продолжается, но сегодня наша конференция называется «Консолидация книжной отрасли». Это время собирать камни, уходить от разобщённости и говорить о том, что мы — единый организм. Мы призваны своим трудом сделать так, чтобы читали в нашей стране больше.
Александр Воропаев
Светлана Зорина рассказала о целях и задачах Ассоциации книгораспространителей на новом этапе её существования: «Нам очень важно объединить книжные магазины и вместе лоббировать их интересы. Принят закон о том, что книжный магазин — объект социального предпринимательства, но помимо этого статуса никакими льготами пока не удалось воспользоваться. Наша задача — проанализировать опыт других отраслей экономики, посмотреть, какие преференции возможно получить для книжных магазинов. В рамках Ассоциации мы хотим создать аналитический центр, эта работа уже начата совместно с комплексом „Российская книжная палата“ РГБ, РКС и журналом „Книжная индустрия“. Следующей задачей мы видим объединение усилий по проведению совместных мероприятий по продвижению книги и чтения, социальных кампаний. Мы разрабатываем социальную рекламную кампанию на портале „Госуслуги“, надеюсь, этим летом она уже сможет стартовать».
Также в планах Ассоциации — возрождение Академии книжного бизнеса совместно с издательством «Эксмо», поощрение лучших книжных магазинов России в рамках Регионального рейтинга книжных магазинов и конкурса профессионального мастерства «Ревизор».
Начальник отдела статистики печати и международной стандартной нумерации комплекса «Российская книжная палата» РГБ Галина Перова, представила статистические данные по первому кварталу 2023 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Меньший тираж показывают книги в переплёте, а по количеству — переиздания. Больше всего страдают верхние тиражные группы: до 50 тысяч и 100 тысяч экземпляров. Средний тираж упал до 2650. Меньше всего выпускается литературы по образованию, культуре и СМИ, но вырос сегмент сельскохозяйственной литературы. В топ-10 издательств по количеству выпущенных изданий вошли «АСТ», «Эксмо», «Просвещение», «Лань», «Азбука-Аттикус», «Симбат», «РИПОЛ классик», «Проспект», «Росмэн» и «Клевер-Медиа-Групп».
Всего обязательный экземпляр прислало 2271 издательство, что может говорить о снижении количества издающих организаций по сравнению с прошлым годом. В десятку издательств, присылающих наибольшее количество обязательных экземпляров в электронном виде, вошли «Литрес. Самиздат», «Издательские решения», «Просвещения», «РИПОЛ-классик», «Азбука-Аттикус», «Китап», Российский институт стандартизации, «ВАКО», ИЦ «Академия» и «Антиква». Галина Перова подчеркнула, что такой маленький период времени, как квартал, не повод для серьёзных выводов. В течение года картина может сильно измениться.
Генеральный директор типографии «Парето-Принт» Павел Арсеньев проанализировал текущую ситуацию в книжной полиграфии. Импортозамещения не произошло. Наши бумажники, не стесняясь, подняли цены и продолжат их поднимать. Павел Леонидович также затронул давнюю проблему кадров: типографиям приходится открывать учебные центры, заниматься подготовкой новых специалистов с нуля.
«Безусловно, вопрос кадров очень острый, но проблема не в образовании, а в том, что мы как отрасль стали не очень привлекательны. Мы проиграли конкуренцию с другими работодателями. Если человек заинтересован учиться, то он научится и на предприятии. Мы не привлекательны для молодых кадров, они не выбирают полиграфию. Первая проблема — зарплата, нам надо выходить на конкурентный уровень. Вторая проблема — готовность людей работать на производстве. Чем ближе к Москве, тем меньше люди хотят работать на производстве, они выбирают сервисные центры или сферу услуг», — отметил Павел Леонидович.
«Наша задача — сделать так, чтобы молодые специалисты, получив диплом, из отрасли не уходили», — продолжил тему заместитель генерального директора «Первой образцовой типографии» Игорь Полтавцев. По поводу цен на материалы Игорь Валентинович не согласился с Павлом Арсеньевым: «У меня совершенно иная позиция. При всех проблемах полиграфии я не думаю, что в этом году цены для издателей вырастут. Рынок очень благоприятный для издателей: нет дефицита мощностей, курс вернулся к уровню 2021 года. Как можно говорить о 20—40 % роста цен на книги из-за полиграфии? По краскам ситуация стабилизировалась, цены как минимум не растут, поставщики готовы обсуждать условия. Это значит, что каналы выстроены и склады наполнены. Что вызывает опасения, помимо кадров, — это оборудование. Те инвестиционные решения, которые принимаются в нашей отрасли по приобретению оборудования, далеко не самые эффективные. В какой-то момент мы получим консервацию технологического уклада».
Генеральный директор издательства «ЭКСМО» Евгений Капьев говорил о проблемах, мешающих развитию отрасли. По его мнению, необходимы скоординированные действия по поддержке книжных магазинов, чтобы заработали льготы в рамках Федерального закона о социальном предпринимательстве.