25 ноября в библиотеке санитарный день, читальные залы закрыты.


Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

25 ноября — санитарный день, библиотека закрыта
Спросите библиотекаря

Новый выпуск «Юргенсоновских чтений»

Издательство «Пашков дом» выпустило третий сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Юргенсоновские чтения».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

«Юргенсоновские чтения» неизменно с 2017 года проходят в Российской государственной библиотеке. Основной темой остаётся изучение нотоиздательского дела. В настоящем издании нашли отражение уже традиционные направления — изучение деятельности издательских домов, ценовой политики, взаимоотношений композитора и издателя, авторского права, художественно-полиграфического оформления нот, исследование библиотечных коллекций и книжных памятников.

Две статьи, основанные на изучении нотного фонда РГБ, посвящены деятельности фирмы известного нотоиздателя в России последней трети XIX — начала ХХ века Юлиуса Генриха Циммермана. По мнению Людмилы Лейченко, фирма Циммермана одна из первых стала уделять «особое внимание развитию и совершенствованию исполнительского искусства, издавая школы игры на инструментах, методическую и учебную литературу».

Раскрывая достоинства Циммермана как предпринимателя и «крупного дельца», Галина Аксёнова акцентирует внимание на принципах художественного оформления Циммерманом своей нотной продукции. Анализ нотных изданий позволил автору статьи утверждать, что издатель прекрасно ориентировался в спросе на популярные сочинения, был знаком с приёмами художественного оформления для привлечения покупателя, имея при этом собственное представление о качестве издаваемого товара.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Статьи о Юлиусе Генрихе Циммермане дополняют материалы, связанные с деятельностью других известных издателей — Петра Ивановича Юргенсона, Василия Васильевича Бесселя, С. Я. Ямбора.

Многогранная личность Петра Юргенсона продолжает привлекать исследователей. Наталья Логачёва акцентирует внимание на роли Юргенсона в развитии нотоиздательской и одновременно просветительской деятельности второй половины XIX века.

Не менее интересным и важным является исследование, проведённое Натальей Фирсовой. Впервые детально прослеживается возникновение и развитие главных положений об авторском и издательском праве, размещаемых на титульных листах изданий. Анализ большого количества санкт-петербургских и московских нотных изданий позволил автору сделать ряд ценных наблюдений.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Вопросам изучения русского нотопечатного дела посвящается с каждым годом всё больше работ, хотя при наличии огромного издательского репертуара многие факты ещё неизвестны. Особенно это касается частных издательских коллекций. Анна Колесник предприняла попытку изучить издательское наследие частного издательства С. Я. Ямбора, показать его роль и значение в общем культурном контексте начала ХХ века. В основе представленной темы лежит изучение нотного фонда Свердловской областной универсальной научной библиотеки имени В. Г. Белинского, где обнаружился значительный объём изданий Ямбора.

Нотному манускрипту Якоба Местмахера, содержащему образцы танцевальной музыки эпохи барокко в Норвегии, посвящён материал Александра Калашникова. Оригинал манускрипта хранится в Бергене, в Музее искусств Западной Норвегии. Главная цель автора — показать творение Местмахера в контексте музыкальной культуры барокко.

В статье Марии Свириной представлен обзор сборников русских народных песен, хранящихся в библиотеке Московского педагогического государственного университета. Сделан акцент на роли народной музыки в современном обществе, на сохранении эстетических традиций и новых способах их применения в разных областях, например при изучении истории России и различных видов искусства. Автор обращает внимание на народную песню как на важный инструмент духовно-нравственного и патриотического воспитания.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Руководитель Центра истории и культуры казачества РГБ Наталья Матвеева презентует Электронную библиотеку казачества как уникальное цифровое пространство. Одна из рубрик — «Методическая полка» — включает сборники патриотических песен, исторические и современные издания, материалы научных исследований, книжные и нотные памятники. Автор подчёркивает значение коллекции, которая является информационно-методическим ресурсом для музыкальных библиотек России и всех тех, кто интересуется российским казачеством.

В настоящий сборник вошёл также материал, посвящённый изучению книжных (нотных) памятников. Алла Семенюк делает краткий обзор уникальной нотной коллекции советского музыковеда-исследователя, композитора Бориса Владимировича Асафьева, хранящейся в фонде РГБ. Автор обращается к редким нотным изданиям вокальной музыки XVIII—XIX веков.

Французским партитурам XVIII века, хранящимся в редком фонде музыкального отдела Ленинки, уделяет внимание Юлия Милёшина. Рассматриваемые в статье ноты не имеют прямого отношения к русскому нотоизданию, однако интересны тем, что знакомят с принципами издательского права в Западной Европе.


Фото: Мария Говтвань, РГБ


Как приобрести издание

Книги издательства «Пашков дом» можно купить в Москве в книжном магазине РГБ по адресу: улица Воздвиженка, дом 3/5, 3-й подъезд.
Возможна доставка Почтой России.
Доступно оформление заказа по телефонам: + 7 (495) 697-59-53 или +7 (499) 557-04-70, доб. 26-46 .
Доступно оформление заказа по e-mail: sale.pashkov_dom@rsl.ru или Pashkov_Dom@rsl.ru .

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться