Враги
Первая публикация — газета «Новое время». 1887. 20 января
1. Мережковский Д. С. Старый вопрос по поводу нового таланта // Акрополь: избр. лит.-крит. ст. / Д. С. Мережковский. М., 1991. С. 32–33. 1-я публ.: Северный вестник. 1888. № 11.
Один из первых обратил внимание на то, что героев навеки разделяет «эгоизм личного горя», но «поэт выше обоих, он одинаково их любит... он прощает одному роскошь, довольство..., другому — чёрствость, озлобление... жестокую ненависть к богатым».
2. Ермилов В. В. Его друзья и враги // А. П. Чехов: изд. доп. / В. Ермилов. М., 1959. С. 166–176.
«Законодатель» советского чеховедения середины XX века ещё в 1940 году опубликовал статью, в которой были высказаны основные идеи, повторенные позже. Главная мысль критика: Чехов «во всём на стороне Кирилова» потому, что земский врач — представитель людей труда, а «право на все человеческие чувства имеют только люди, связанные с трудом». Все детали рассказа направлены на раскрытие «человеческого достоинства Кирилова и паразитизма, пошлости Абогина».
3. Покусаев Е. И. Об идейно-художественной концепции рассказа А. П. Чехова «Враги» // От «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона» : сб. ст. Л., 1969. С. 183–190.
В основе статьи — доклад 1960-го года, полемически направленный против позиции Ермилова, которую литературовед называет «исследовательским произволом». По его мнению, «рассказ написан для того, чтобы вновь напомнить „проклятые“ вопросы бытия: отчего так сравнительно легко люди становятся врагами, ... отчего так получается, что случайные недоразумения плодят в жизни вражду и отчужденность»?
4. Катаев В. Б. «Враги»: что такое справедливость? // Сложность простоты: рассказы и пьесы Чехова / В. Б. Катаев. М., 1998. С. 67–77. 1-я публ.: «Враги»: интерпретация эпохи перестройки // Театр. 1991. № 1.
Подробно анализируя рассказ в широком контексте (от Евангелия до романа «Отцы и дети» Тургенева) автор приходит к выводу: «автору важно сказать в конце концов, что оба врага не правы, но более не прав Кирилов; обоих следует осудить, но тягчайшая вина на Кирилове», ибо он несправедлив.
5. Паперный З. С. Враги // Чеховиана: Чехов в культуре XX века: сб. ст. М., 1993. С. 59–62.
Тоже полемизирует с Ермиловым, но при этом признаёт, что в 1960 году, в своей книжке о Чехове, солидаризовался с ним. «Это была ошибка», — пишет Паперный. Спустя тридцать лет он утверждает, что «для вражды нет оснований», поскольку взаимная неприязнь, оскорбления — это бессмысленность и нелепость жизни.