Выставка отечественных киноплакатов из фондов отдела изоизданий
3 июня в РГБ начала работу выставка отечественных киноплакатов, приуроченная к открытию юбилейного XXXV Московского международного кинофестиваля. Она дарит возможность вспомнить лучшие картины последних десятилетий и сверить свои впечатления с видением художников. Не претендуя на полноту обзора, авторы экспозиции сумели отразить главные достижения. Открыла выставку заведующая отделом изобразительного искусства (ИЗО) Любовь Родионова.
Представленные в Розовом зале произведения плакатистов — яркая иллюстрация того, какую мощь заключал в себе советский кинематограф. Наряду с проходными, идеологизированными и откровенно слабыми лентами рождались настоящие шедевры. Им и посвящена эта
Экранизации классики, исторические эпопеи, кино о войне, блистательные комедии, умные и тонкие мелодрамы. Достаточно одного перечисления названий, чтобы в сознании возник целый ряд образов и ассоциаций: «Ностальгия», «Покаяние», «Агония», «Леди Макбет Мценского уезда», «Человек с бульвара Капуцинов»,
Посетители не увидят плакатов к кинолентам последних лет, даже отмеченных премиями «Ника» и «Золотой орел».
— Эти лакуны характерны, — отметила сотрудник ИЗО, ведущий библиотекарь Нина Бабурина. — Выпадение плаката из художественной системы фильма лишает его важных элементов — эпиграфа, послесловия, поэтической памяти. Тем ценнее и интереснее для нас произведения, созданные не по заказу, а по собственной воле художника, как искренний и непосредственный отклик. Таков плакат Виталия Евгеньевича Вольфа к «Легенде № 17», посвященной выдающемуся советскому хоккеисту Валерию Харламову. Новый фильм уже получил признание. Он вернул в современное дегероизированное искусство подлинного героя. Плакат, завершающий нашу экспозицию, свидетельствует о неисчерпанности эстетических и воспитательных возможностей жанра.
Стоит лишь добавить, что крупным планом изображен не молодой актер Данила Козловский, сыгравший главную роль, а сам Валерий Харламов. Художник лично знал его.
На вернисаже выступил известный режиссер Геннадий Полока, чьи фильмы составляют славу нашего кино. В его словах звучала ностальгическая нота. По тому зрителю, который
— Врачи, учителя, инженеры, библиотекари, музейщики. По объективным причинам эти люди сегодня почти не ходят в кино. Очень жаль. Ничто не заменит того эмоционального подъема, счастья совместного переживания, которое они испытывали, находясь в кинозале. А сколько радости приносили всем — и зрителям, и создателям фильмов — творческие встречи. Мы чувствовали друг друга. Надеюсь, что рано или поздно такое общение восстановится.
Предлагаем вниманию читателей интервью, которое Геннадий Полока дал специально для сайта РГБ
— Геннадий Иванович, какое время можно считать золотым веком отечественного киноплаката?
— Было два взлета. Первый — в двадцатые годы, когда немое кино испытало на себе мощное воздействие изобразительного искусства и авангардного театра. В итоге появился острый, зрелищный киноплакат. А второй взлет пришелся на «оттепель» шестидесятых, но с ее уходом не закончился и длился вплоть до начала девяностых. Уровень фильмов был тогда очень высок. И потому тогда многие хорошие художники стремились работать в кино. Да и власть к плакату относилась нейтрально, не устанавливая жесткой цензуры. Здесь было больше творческой свободы.
Произведения наших мастеров привлекали внимание на всех международных кинофестивалях, где организовывались выставки плакатов. Причем речь идет о работах небольшого формата. Несмотря на минимум изобразительных средств, они умели заинтриговать, вызвать интерес к фильму. К одной картине делалось порой по 10–12 вариантов. Я ездил на фестивали с огромными рулонами плакатов. У меня все их просили. Раздаривал направо и налево.
— А что сегодня происходит с искусством киноплаката?
— Оно гибнет. Традиционный рисованный плакат существует у нас лишь в авторских выставочных вариантах. Его место заняли компиляции фотоматериалов, выполненные с помощью компьютерных технологий. Только вот на выставки, где мы в свое время неизменно получали призовые места, такие фотоколлажи для экспонирования не принимают…
Плакат к тому же потерял один из главных своих признаков — массовость. Его выпускали громадными тиражами. Помню в одном из прибалтийских городов, где шла «Республика ШКИД», весь откос железной дороги был «застроен» плакатами к этому фильму. Его смотрели и дети, и родители. Один папа признался мне, что посмотрел «Республику ШКИД» восемь раз. Сейчас подобное выглядит сумасшествием.
Судьба современного плаката напрямую связана с кризисом проката. В эту область пришли люди коммерческого склада, но отнюдь не профессионалы. Они делают ставку исключительно на телерекламу, которая не решает всех задач. Это не то, что остается с человеком.
— Здесь можно увидеть прекрасный плакат Виталия Евгеньевича Вольфа к вашему «Возвращению «Броненосца».
— Да, действительно замечательная работа. Я видел на показе фильма в Чикаго, как американцы стояли перед ним по 30 минут. Неудивительно: изображено 200 персонажей. И для каждого найдена своя краска. Плакаты Вольфа всегда приглашают к размышлению. Это не тот случай, когда на них взглянули, отошли и забыли.
— Большинство картин, которые вы сняли, так или иначе связаны с историческими событиями. Приходилось ли пользоваться фондами РГБ в процессе подготовки к съемкам?
— Когда много лет назад работал над фильмом «Один из нас», то обращался в спецхран Ленинки с просьбой познакомиться с «Моей борьбой» Адольфа Гитлера и книгами Альфреда Розенберга — создателя нацистской расовой теории. Читал их в русском и украинском переводе. Разумеется, получить доступ к таким источникам я мог только при наличии письменного ходатайства от «Мосфильма».
— А сейчас вы обратились к истории гражданской войны.
— Да, в настоящее время в нескольких московских кинотеатрах идет мой фильм «Око за око» по повести Бориса Лавренева. Всех приглашаю его посмотреть.