25 ноября в библиотеке санитарный день, читальные залы закрыты.


Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

25 ноября — санитарный день, библиотека закрыта
Спросите библиотекаря

Выставка отечественных киноплакатов из фондов отдела изоизданий

Фотогалерея на Flickr

3 июня в РГБ начала работу выставка отечественных киноплакатов, приуроченная к открытию юбилейного XXXV Московского международного кинофестиваля. Она дарит возможность вспомнить лучшие картины последних десятилетий и сверить свои впечатления с видением художников. Не претендуя на полноту обзора, авторы экспозиции сумели отразить главные достижения. Открыла выставку заведующая отделом изобразительного искусства (ИЗО) Любовь Родионова.


Фото: Мария Колосова | РГБ

Представленные в Розовом зале произведения плакатистов — яркая иллюстрация того, какую мощь заключал в себе советский кинематограф. Наряду с проходными, идеологизированными и откровенно слабыми лентами рождались настоящие шедевры. Им и посвящена эта выставка-ретроспектива . Для тех ценителей кино, кто постарше, произойдет и встреча с собственной молодостью, совпавшей с выходом на широкий экран тех или иных фильмов. Хотя некоторые из них, как, например, «Проверка на дорогах» Алексея Германа, годами лежали на полке.

Экранизации классики, исторические эпопеи, кино о войне, блистательные комедии, умные и тонкие мелодрамы. Достаточно одного перечисления названий, чтобы в сознании возник целый ряд образов и ассоциаций: «Ностальгия», «Покаяние», «Агония», «Леди Макбет Мценского уезда», «Человек с бульвара Капуцинов», «Военно-полевой роман», « Кин-дза-дза» , «Убить дракона», «Зимняя вишня», «Чучело», «Полеты во сне и наяву». Несколько работ относятся к фильмам, снятым уже в девяностых («Возвращение «Броненосца», «Мусульманин», «Брат-2» , «Страна глухих»).

Посетители не увидят плакатов к кинолентам последних лет, даже отмеченных премиями «Ника» и «Золотой орел».

— Эти лакуны характерны, — отметила сотрудник ИЗО, ведущий библиотекарь Нина Бабурина. — Выпадение плаката из художественной системы фильма лишает его важных элементов — эпиграфа, послесловия, поэтической памяти. Тем ценнее и интереснее для нас произведения, созданные не по заказу, а по собственной воле художника, как искренний и непосредственный отклик. Таков плакат Виталия Евгеньевича Вольфа к «Легенде № 17», посвященной выдающемуся советскому хоккеисту Валерию Харламову. Новый фильм уже получил признание. Он вернул в современное дегероизированное искусство подлинного героя. Плакат, завершающий нашу экспозицию, свидетельствует о неисчерпанности эстетических и воспитательных возможностей жанра.

Стоит лишь добавить, что крупным планом изображен не молодой актер Данила Козловский, сыгравший главную роль, а сам Валерий Харламов. Художник лично знал его.

На вернисаже выступил известный режиссер Геннадий Полока, чьи фильмы составляют славу нашего кино. В его словах звучала ностальгическая нота. По тому зрителю, который когда-то заполнял залы.

— Врачи, учителя, инженеры, библиотекари, музейщики. По объективным причинам эти люди сегодня почти не ходят в кино. Очень жаль. Ничто не заменит того эмоционального подъема, счастья совместного переживания, которое они испытывали, находясь в кинозале. А сколько радости приносили всем — и зрителям, и создателям фильмов — творческие встречи. Мы чувствовали друг друга. Надеюсь, что рано или поздно такое общение восстановится.


Режиссер Геннадий Полока (справа). Фото: Мария Колосова | РГБ

Предлагаем вниманию читателей интервью, которое Геннадий Полока дал специально для сайта РГБ

— Геннадий Иванович, какое время можно считать золотым веком отечественного киноплаката?

— Было два взлета. Первый — в двадцатые годы, когда немое кино испытало на себе мощное воздействие изобразительного искусства и авангардного театра. В итоге появился острый, зрелищный киноплакат. А второй взлет пришелся на «оттепель» шестидесятых, но с ее уходом не закончился и длился вплоть до начала девяностых. Уровень фильмов был тогда очень высок. И потому тогда многие хорошие художники стремились работать в кино. Да и власть к плакату относилась нейтрально, не устанавливая жесткой цензуры. Здесь было больше творческой свободы.

Произведения наших мастеров привлекали внимание на всех международных кинофестивалях, где организовывались выставки плакатов. Причем речь идет о работах небольшого формата. Несмотря на минимум изобразительных средств, они умели заинтриговать, вызвать интерес к фильму. К одной картине делалось порой по 10–12 вариантов. Я ездил на фестивали с огромными рулонами плакатов. У меня все их просили. Раздаривал направо и налево.

— А что сегодня происходит с искусством киноплаката?

— Оно гибнет. Традиционный рисованный плакат существует у нас лишь в авторских выставочных вариантах. Его место заняли компиляции фотоматериалов, выполненные с помощью компьютерных технологий. Только вот на выставки, где мы в свое время неизменно получали призовые места, такие фотоколлажи для экспонирования не принимают…

Плакат к тому же потерял один из главных своих признаков — массовость. Его выпускали громадными тиражами. Помню в одном из прибалтийских городов, где шла «Республика ШКИД», весь откос железной дороги был «застроен» плакатами к этому фильму. Его смотрели и дети, и родители. Один папа признался мне, что посмотрел «Республику ШКИД» восемь раз. Сейчас подобное выглядит сумасшествием.

Судьба современного плаката напрямую связана с кризисом проката. В эту область пришли люди коммерческого склада, но отнюдь не профессионалы. Они делают ставку исключительно на телерекламу, которая не решает всех задач. Это не то, что остается с человеком.

— Здесь можно увидеть прекрасный плакат Виталия Евгеньевича Вольфа к вашему «Возвращению «Броненосца».

— Да, действительно замечательная работа. Я видел на показе фильма в Чикаго, как американцы стояли перед ним по 30 минут. Неудивительно: изображено 200 персонажей. И для каждого найдена своя краска. Плакаты Вольфа всегда приглашают к размышлению. Это не тот случай, когда на них взглянули, отошли и забыли.

— Большинство картин, которые вы сняли, так или иначе связаны с историческими событиями. Приходилось ли пользоваться фондами РГБ в процессе подготовки к съемкам?

— Когда много лет назад работал над фильмом «Один из нас», то обращался в спецхран Ленинки с просьбой познакомиться с «Моей борьбой» Адольфа Гитлера и книгами Альфреда Розенберга — создателя нацистской расовой теории. Читал их в русском и украинском переводе. Разумеется, получить доступ к таким источникам я мог только при наличии письменного ходатайства от «Мосфильма».

— А сейчас вы обратились к истории гражданской войны.

— Да, в настоящее время в нескольких московских кинотеатрах идет мой фильм «Око за око» по повести Бориса Лавренева. Всех приглашаю его посмотреть.



Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться