Старая Москва на рисунках Аполлинария Михайловича Васнецова
В Румянцевском читальном зале Дома Пашкова проходит выставка, которая может заинтересовать сразу многих. Старшеклассники, для которых предмет «Москвоведение» стал отправной точкой изучения родного города, студенты-историки, краеведы, люди, неравнодушные к истории Москвы, — каждый найдет для себя что-то новое, важное на выставке «Старая Москва на рисунках Аполлинария Михайловича Васнецова. К 160-летию со дня рождения художника» .
Аполлинарий Васнецов, младший брат известнейшего русского художника Виктора Михайловича Васнецова (мы знаем его по картинам «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Богатыри») родился 6 августа (25 июля по старому стилю) 1856 года в семье священника в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область). В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Он получал образование в духовной семинарии, но старший брат, в то время уже студент Петербургской академии художеств, оплатил младшему частные уроки живописи. Первым учителем Аполлинария Васнецова стал сосланный в Вятку польский художник Михал Эльвиро Андриолли. В конце 1870-х годов Аполлинарий перебирается к брату в Москву. Уже в 1883 году произведения Васнецова-младшего представлены на экспозициях передвижников — Товарищества передвижных художественных выставок. Молодого художника признают — меценат Павел Михайлович Третьяков приобретает для своей галереи картину «Серый день» («Серенький денёк»). Анна Евгеньевна Родионова, главный архивист отдела рукописей РГБ, куратор выставки, говорит, что фотографий Аполлинария Михайловича почти не сохранилось. Зато друзья-художники запечатлели его на своих картинах. Илья Ефимович Репин изобразил Аполлинария среди певчих на картине «Крестный ход в Курской губернии», а Михаил Васильевич Нестеров написал с него этюд к картине «Юность преподобного Сергия». В начале ХХ века в творчестве русских художников стали популярны мотивы русской старины: истории, быта, фольклора, повседневной жизни и праздников. В полной мере это относится и к работам Аполлинария Михайловича Васнецова. Интерес к облику старой Москвы и желание как можно точнее передать его в своих произведениях потребовал серьезных исследований. Интерес перешел в глубокую научную работу.
Вскоре Аполлинарий Васнецов сделался настоящим знатоком древней столицы. Он превращается в историка, краеведа, археолога, не переставая быть прекрасным художником. Васнецов изучает старинные карты, воспоминания, отчеты о раскопках, и на их основании воспроизводит облик Москвы времен Ивана Калиты и Ивана Грозного, бытовые сцены и народные праздники ушедших веков. 14 декабря 1909 года при Императорском московском археологическом обществе была основана Комиссия «Старая Москва», изучающая памятники старины и старающаяся сохранить их в первозданном виде, не допустить разрушения и уничтожения архитектурных и исторических ценностей. К 1917 году Комиссия превратилась в крупное и популярное научно-краеведческое общество. В 1918 году Аполлинарий Михайлович Васнецов возглавил это общество. И он сам, и другие члены Комиссии выступали с докладами, рассказывающими об особенностях архитектуры, градостроительства и условий жизни Москвы. Комиссия по изучению старой Москвы стала одной из секций Московского областного бюро краеведения. Работа ее продолжалась до 1938 года, когда бюро было расформировано, а многие его члены репрессированы. Документы — доклады, фотографии и рисунки — были переданы в Государственную публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина (сейчас — Российская государственная библиотека). Выставка в читальном зале Дома Пашкова уникальна: впервые отдел рукописей РГБ представляет на экспозиции доклады и рисунки Аполлинария Михайловича Васнецова в полном объеме. На выставке они группируются по разделам: «Мосты старой Москвы», «Общественные бани в Москве», «Башни Москвы», «Московские ворота», «Планы Москвы по рисункам иностранных путешественников». Их сопровождают доклады художника: «Общественные бани в Москве XVII века», «Семиверхая башня Белого города и прилегающие к ней местности», «Мосты старой Москвы» и другие.
Выступая на открытии выставки, Виктор Фёдорович Молчанов, заведующий отделом рукописей РГБ, рассказал, как по рисункам и предположениям Аполлинария Михайловича, основанным на глубоком знании истории и быта древней Москвы, работали археологи — и раскопки принесли результаты. «Творческий поиск художника, его гипотезы получили материальное подтверждение», — сказал Виктор Фёдорович. «Каждое прикосновение к настоящему документу — путь к новым открытиям!» — обратилась Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора по внешним связям и выставочной деятельности, к гостям выставки — студентам Школы исторических наук Высшей школы экономики. Наталья Юрьевна пригласила будущих историков продолжить научную работу сотрудников отдела рукописей РГБ и развить темы, только обозначенные документами и рисунками экспозиции. Как выглядела Семиверхая башня? Что в XVII веке располагалось на месте современного Каменного моста? Что такое «Лубяной торг на Трубе»? Чем интересны Спасские водяные ворота Китай-города? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете на рисунках художника, ученого и краеведа Аполлинария Михайловича Васнецова. Работы Аполлинария Михайловича Васнецова вы найдете в архивном фонде Московского областного научно-исследовательского бюро краеведения . А в прилагаемом списке перечислены документы и рисунки, представленные на экспозиции. В 2011 году к 155-летию со дня рождения академика живописи Аполлинария Михайловича Васнецова издательством «Флэйм-Пресс» совместно с Российской государственной библиотекой была выпущена книга «Древняя Москва», в которой впервые в полном объеме опубликован уникальный комплекс документов, хранящихся в отделе рукописей РГБ и представляющих творческое наследие Aполлинария Васнецова (составители: В. Ф. Молчанов, О. Л. Соломина, А. Е. Родионова).
|
|