Выставка работ Такэдзава Митиё
С 19 июня по 6 июля 2019 года в Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки открыта персональная выставка работ японской художницы Такэдзава Митиё.
Такэдзава Митиё — член исполнительного совета Национальной академии живописи тушью и Международного совета живописи суми-э (изящные искусства), преподаватель академии NHK и культурной академии Яманаси, член Ассоциации «Вагокорокай», почётный член Творческого Союза художников японской живописи Суми-э, лауреат многочисленных международных премий и наград. Произведения выполнены в технике традиционной японской живописи тушью суми-э. Автор работ приняла участие в торжественном открытии выставки 25 июня.
Выставочный проект стал возможным благодаря совместным усилиям Центра восточной литературы РГБ,
культурно-делового центра «Японский дом»
и
Творческого Союза художников японской живописи Суми-э
.
Живописью тушью госпожа Такэдзава профессионально занимается уже более 20 лет. На первой персональной выставке в Москве представлено шестнадцать работ, выполненных в разных жанрах. Тушь и все её оттенки — это основная палитра Мастера.
В одном из своих интервью художница рассказала, что в её жизни было несколько учителей суми-э и поэтому она не может причислить себя к какой-то конкретной школе. Однако учитель, повлиявший на неё больше других, принадлежал к «Южной школе» (
«Нанга»*
). Его стиль письма и метод работы кистью, позволяющие делать сильные, но одновременно очень тонкие и деликатные мазки, оказали на её творчество серьёзное влияние.
В Москву Такэдзава Митиё приезжает ежегодно, начиная с 2012 года. Цель её визитов — просветительская. В этом году художница подготовила для всех большой подарок — свою персональную выставку живописи тушью. На выставке представлены работы из личной коллекции автора и коллекции «Японского дома». Выставку художественных работ дополняют уникальные книжные издания из фонда Центра восточной литературы РГБ.
К некоторым своим работам художница сделала письменные комментарии, что помогает понять настроение, с которым они создавались, всю хрупкость и глубину духовного мира автора. Живое общение с картинами, внимательный, неторопливый и заинтересованный взгляд приоткроет для нас тайные покровы старинного национального искусства.
* Нанга (буквально — «Живопись Южной школы»), или бундзинга («живопись образованных людей») — художественная школа монохромной живописи, возникшая в конце ХVII века под китайским влиянием. Художниками этой школы являлись учёные-конфуцианцы. Их творчество отличалось широким диапазоном тем и приёмов. Южную школу «Нанга» принято противопоставлять Северной школе «Хокуга», которая считалась официальной школой живописи императорского двора в Китае. В отличие от «Хокуга» с её резкими контурными линиями и строгой сюжетной композицией, художники школы «Нанга» рисовали в более мягкой манере, стараясь привнести в сюжет поэтическую непосредственность, оригинальность видения и трактовки сюжета. Расцвет школы «Нанга» в Японии наблюдался во второй половине ХVIII — начале ХIХ века и был отмечен творчеством таких крупных художников, как Икэ Тайга, Ёса Бусон, Тани Бунтё, Таномура Тикудэн и Ватанабэ Кадзан.