Выставка «Сказы и сказители»
Книжно-иллюстративная выставка из фондов РГБ, приуроченная к Году культурного наследия народов России, раскрывает тему былинного эпоса и сказов на примере устного народного творчества Русского Севера.
Самобытную и яркую культуру былинного сказительства открыли в середине ХIХ — начале ХХ веков известные собиратели фольклора Павел Николаевич Рыбников и Александр Фёдорович Гильфердинг, и их находки стали не менее значимыми, чем удивительное собрание Кирши Данилова, изданное в начале ХIX века. В дальнейшем эпическое творчество народов России регулярно изучали фольклорные экспедиции научных и музыкальных учреждений. Появились публикации собранных материалов и научные исследования Александра Николаевича Афанасьева, Петра Васильевича Киреевского, Алексея Владимировича Маркова, Александра Дмитриевича Григорьева, Николая Евгеньевича Ончукова, Ольги Эрастовны Озаровской, Александра Николаевича Веселовского, Владимира Яковлевича Проппа и других.
Народный эпос знали и исполняли немногие сказители. Говорилось, что былину надо «сказывать» или «пропевать», но на самом деле былины не пелись, а исполнялись наподобие речитатива. Каждый сказитель воспроизводил былины и сказы так, как сам их слышал от своих предшественников, сохраняя традицию, не меняя старинных текстов. Перед слушателями былинных текстов представали
Фольклорные произведения сохранялись и распространялись сказителями из народной среды. Среди сказителей Русского Севера наиболее прославилась династия исполнителей Рябининых —
Выдающимися народными сказителями были также:
-
Василий Петрович Щеголёнок
(1817—1894)
Крестьянин Олонецкой губернии, один из самых известных сказителей Кижской волости. В 1879 году он познакомился с Львом Николаевичем Толстым и бывал у него в Ясной Поляне. -
Мария Дмитриевна Кривоколенова
(1843—1924)
Сказительница Архангельской губернии, обладательница уникального самобытного таланта. Первым открыл исполнительницу собиратель пинежских былин Александр Григорьев, а Ольга Озаровская, изучив весь её репертуар, позже вывезла «вещую старушку» в Москву, где она прославилась благодаря публичным выступлениям. -
Аграфена Матвеевна Крюкова
(1855—1921)
Крестьянка, родилась на юге Кольского полуострова. Была неграмотна и все сказы запоминала. За ней было записано 64 текста сказов, исторических баллад и духовных стихов. -
Фёдор Андреевич Конашков
(1866—1941)
Потомственный сказитель Карелии, сказителями были также его дед Степан Иванович и дядя Василий Степанович Конашковы. Первые исполнения сказов Фёдора Конашкова были записаны на фонограф в 1893 году. -
Анна Михайловна Пашкова
(1866—1948)
Сохранила в своей памяти 16 исторических сказов и 51 песню. В её исполнении была записана жемчужина устной народной поэзии — былина «Чурило Пленкович». -
Александр Григорьевич Калкин
(1925—1998)
Народный сказитель Алтайского края, исполнитель более 30 героических сказов.
На выставке представлены такие издания, как
«Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»
(Москва, 1878); «Народные русские легенды, собранные Афанасьевым» (Лондон, 1859);
«Онежские былины, записанные Александром Фёдоровичем Гильфердингом летом 1871 года»
Экспозиция дополнена иллюстративным материалом из фонда изоизданий — лубочными картинками и иллюстрациями известных русских художников: Ивана Яковлевича Билибина, Виктора Михайловича Васнецова и Бориса Васильевича Зворыкина.
Выставку подготовил Центр управления социокультурными проектами при участии отдела изоизданий, отдела