Условия комфорта в читальных залах РГБ. Подробнее


Магазин в третьем подъезде работает по летнему графику. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

Выставка «Сокровища музыки неисчерпаемы» к 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича

Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей
с 22 сентября по 25 декабря 2016 года
по читательскому билету

Сек­ция му­зы­каль­ных биб­лио­тек Рос­сий­ской биб­лио­теч­ной ас­со­ци­а­ции и от­дел нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ при­гла­ша­ет на вы­став­ку «Со­кро­ви­ща му­зы­ки не­ис­чер­па­е­мы», по­свя­щён­ную 110-ле­тию со дня рож­де­ния ве­ли­ко­го ком­по­зи­то­ра Дмит­рия Дмит­ри­е­ви­ча Шо­ста­ко­ви­ча (1906—1975).


Дмитрий Дмитриевич Шостакович

А за мною, тай­ной свер­кая
И на­звав­ши се­бя «Седь­мая»,
На не­слы­хан­ный мча­лась пир,
При­тво­рив­шись нот­ной тет­рад­кой,
Зна­ме­ни­тая ле­нин­град­ка
Воз­вра­ща­лась в род­ной эфир.
Анна Ах­ма­то­ва

Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Шо­ста­ко­вич (1906—1975) — один из са­мых из­вест­ных и са­мых яр­ких ком­по­зи­то­ров ХХ ве­ка. Он яв­ля­ет­ся ав­то­ром пятнадцати сим­фо­ний, шести кон­цер­тов, опер «Нос», «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да», трёх ба­ле­тов, мно­же­ства про­из­ве­де­ний ка­мер­ной му­зы­ки, му­зы­ки для ки­но­филь­мов и те­ат­раль­ных по­ста­но­вок. По­жа­луй, в на­шей стра­не нет ни од­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый не слы­шал бы му­зы­ки Шо­ста­ко­ви­ча. И по­это­му вы­став­ка «Со­кро­ви­ща му­зы­ки не­ис­чер­па­е­мы», про­хо­дя­щая в кон­церт­ном за­ле от­де­ла нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей, ин­те­рес­на бу­дет са­мо­му ши­ро­ко­му кру­гу по­се­ти­те­лей — от спе­ци­а­ли­стов и ис­сле­до­ва­те­лей до лю­би­те­лей му­зы­ки и по­клон­ни­ков та­лан­та Дмит­рия Дмит­ри­е­ви­ча Шо­ста­ко­ви­ча.

Вы­став­ка по­свя­ще­на 110-ле­тию со дня рож­де­ния ком­по­зи­то­ра. Ал­ла Алек­се­ев­на Се­ме­нюк, за­ве­ду­ю­щая от­де­лом нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки, вы­сту­пая на тор­же­ствен­ном от­кры­тии вы­став­ки, рас­ска­за­ла, что твор­че­ское на­сле­дие Дмит­рия Дмит­ри­е­ви­ча на­столь­ко огром­но, что ор­га­ни­за­то­рам бы­ло труд­но вы­брать, на чём оста­но­вить­ся: по­ка­зать толь­ко ка­кой-то от­дель­ный жанр (опе­ры, сим­фо­нии, дет­скую му­зы­ку и т. д.) или толь­ко за­ру­беж­ные из­да­ния со­чи­не­ний ком­по­зи­то­ра? Ведь бла­го­да­ря прак­ти­ке обя­за­тель­но­го эк­зем­пля­ра в фон­дах РГБ есть все из­да­ния про­из­ве­де­ний Шо­ста­ко­ви­ча и огром­ное ко­ли­че­ство по­свя­щён­ных ему и его твор­че­ству ис­сле­до­ва­ний — мо­но­гра­фии, ста­тьи в рос­сий­ских и за­ру­беж­ных сбор­ни­ках, дис­сер­та­ции.


Слева направо: заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной
деятельности Наталья Юрьевна Самойленко и заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ
Алла Алексеевна Семенюк . Открытие выставки, посвящённой 110-летию со дня рождения Дмитрия
Шостаковича. Дом Пашкова РГБ, концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей. 22.09.2016

В ре­зуль­та­те в экс­по­зи­цию во­шли, с од­ной сто­ро­ны, из­да­ния, де­мон­стри­ру­ю­щие, мно­го­жан­ро­вость твор­че­ства Шо­ста­ко­ви­ча, с дру­гой — раз­ные ви­ды до­ку­мен­тов: но­ты, грам­пла­стин­ки и CD-дис­ки, кни­ги и жур­на­лы. Кро­ме то­го, впер­вые вы мо­же­те уви­деть про­грамм­ки кон­цер­тов, опер­ных и ба­лет­ных спек­так­лей Шо­ста­ко­ви­ча, про­хо­див­ших на ве­ду­щих сце­нах и пло­щад­ках Рос­сии, а так­же га­зет­ные вы­рез­ки ста­тей за 1960—2000-е го­ды. Хо­тя, ко­неч­но, на вы­став­ке пред­став­ле­ны да­ле­ко не все ра­ри­те­ты, ко­то­рые есть в фон­дах Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют нот­ные из­да­ния, со­дер­жа­щие ав­то­гра­фы ком­по­зи­то­ра, ад­ре­со­ван­ные из­вест­но­му со­вет­ско­му му­зы­каль­но­му де­я­те­лю и ис­сле­до­ва­те­лю Бо­ри­су Вла­ди­ми­ро­ви­чу Аса­фье­ву и ком­по­зи­то­ру Вис­са­ри­о­ну Яко­вле­ви­чу Ше­ба­ли­ну.

В са­мом де­ле, жизнь и твор­че­ство Дмит­рия Дмит­ри­е­ви­ча Шо­ста­ко­ви­ча сле­до­ва­ли за все­ми из­ги­ба­ми слож­но­го, про­ти­во­ре­чи­во­го, не­спо­кой­но­го ве­ка. Ро­дил­ся Дмит­рий в 1906 го­ду. А уже в девять лет, по­сле по­се­ще­ния пред­став­ле­ния опе­ры Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не», за­явил о сво­ём же­ла­нии се­рьёз­но за­ни­мать­ся му­зы­кой. Пер­вые уро­ки иг­ры на фор­те­пи­а­но да­ва­ла ему мать, Со­фья Ва­си­льев­на, вы­пуск­ни­ца Пе­тер­бург­ской кон­сер­ва­то­рии. Вско­ре юный Шо­ста­ко­вич на­чал обу­че­ние в част­ной му­зы­каль­ной шко­ле из­вест­но­го в то вре­мя фор­те­пи­ан­но­го пе­да­го­га Иг­на­тия Гляс­се­ра. Ле­том 1919 го­да Дмит­рия Шо­ста­ко­ви­ча слу­шал Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич Гла­зу­нов, ко­то­рый одоб­ри­тель­но ото­звал­ся о ком­по­зи­тор­ском та­лан­те юно­ши. Осе­нью то­го же го­да Шо­ста­ко­вич по­сту­пил в Пет­ро­град­скую кон­сер­ва­то­рию, а в кон­це 1919-го на­пи­сал своё пер­вое круп­ное ор­кест­ро­вое со­чи­не­ние — Скер­цо fis-moll.


Куратор выставки «Сокровища музыки неисчерпаемы» — библиотекарь отдела нотных изданий
и звукозаписей РГБ Людмила Александровна Лейченко

Свою первую сим­фо­нию Дмит­рий Шо­ста­ко­вич на­пи­сал в девятнадцать лет — она ста­ла ди­плом­ной ра­бо­той по клас­су ком­по­зи­ции при вы­пус­ке из кон­сер­ва­то­рии. Не­обыч­ный та­лант Шо­ста­ко­ви­ча за­ме­тил зна­ме­ни­тый не­мец­кий ди­ри­жёр Бру­но Валь­тер, га­стро­ли­руя по СССР. Услы­шав Первую сим­фо­нию, Валь­тер по­про­сил Шо­ста­ко­ви­ча при­слать ему пар­ти­ту­ру. За­ру­беж­ная пре­мье­ра сим­фо­нии со­сто­я­лась 22 но­яб­ря 1927 го­да в Бер­ли­не. Вслед за Бру­но Валь­те­ром, сим­фо­нию ис­пол­ня­ли в Гер­ма­нии — От­то Клем­пе­рер, в США — Лео­польд Сто­ков­ский и Ар­ту­ро Тос­ка­ни­ни, сра­зу сде­лав рус­ско­го ком­по­зи­то­ра зна­ме­ни­тым. Пер­вая сим­фо­ния бы­ла по­свя­ще­на дру­гу Шо­ста­ко­ви­ча ком­по­зи­то­ру Ми­ха­и­лу Квад­ри (сту­ден­ту Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии, ко­то­рый был аре­сто­ван по по­ли­ти­че­ско­му об­ви­не­нию и рас­стре­лян в 1929 году). Это по­свя­ще­ние име­ет­ся в ав­то­гра­фе пар­ти­ту­ры и в пер­вом из­да­нии, в по­сле­ду­ю­щих же из­да­ни­ях сим­фо­нии посвящение от­сут­ству­ет.

Сим­фо­ния № 2 бы­ла вы­пол­не­на по за­ка­зу Му­зы­каль­но­го го­су­дар­ствен­но­го из­да­тель­ства — Муз­ги­за — к десятиле­тию Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции. По ре­ко­мен­да­ции Муз­ги­за Шо­ста­ко­вич вклю­чил в сим­фо­нию с под­за­го­лов­ком «Ок­тяб­рю» со­вер­шен­но не­ожи­дан­ный «ин­стру­мент» — за­вод­ские гуд­ки, а в за­клю­че­ние зву­чат сти­хи Алек­сандра Безы­мен­ско­го.

В Сим­фо­нию № 3 («Пер­во­май­скую») то­же во­шли сти­хи — по­эта Се­мё­на Кир­са­но­ва. Но, по­жа­луй, са­мой из­вест­ной и лю­би­мой ста­ла Седь­мая сим­фо­ния — «Ле­нин­град­ская». На­пи­са­на она бы­ла в 1941 го­ду в Ле­нин­гра­де, пре­мье­ра со­сто­я­лась 5 мар­та 1942 го­да в Куй­бы­ше­ве (ныне Самара), ку­да ком­по­зи­тор был эва­ку­и­ро­ван, а 3 ав­гу­ста 1942 го­да её ис­пол­нил Ор­кестр Ле­нин­град­ско­го ра­дио­ко­ми­те­та, ко­то­рый оста­вал­ся в оса­ждён­ном Ле­нин­гра­де...

Вит­ри­ны вы­став­ки «Со­кро­ви­ща му­зы­ки не­ис­чер­па­е­мы» про­ве­дут вас по всем эта­пам твор­че­ско­го пу­ти Дмит­рия Шо­ста­ко­ви­ча. Пер­вая «оста­нов­ка» — вит­ри­на, по­свя­щён­ная всем 15 сим­фо­ни­ям. У каж­дой — своя судь­ба, каж­дая — раз­мыш­ле­ние о ро­ли лич­но­сти в ис­то­рии. Вто­рая «точ­ка» — квар­те­ты, пер­вый из ко­то­рых был со­здан в 1938 го­ду и от­ра­зил пе­ре­жи­ва­ния и со­мне­ния ком­по­зи­то­ра.


Выступление студентов Музыкальной академии имени Гнесиных на открытии выставки

В тре­тьей вит­ри­не — сце­ни­че­ские про­из­ве­де­ния, две опе­ры, не­до­оце­нен­ные в Рос­сии в своё вре­мя, но имев­шие огром­ный успех за ру­бе­жом. Это «Нос» — са­ти­ри­че­ская опе­ра, на­пи­сан­ная Шо­ста­ко­ви­чем по од­но­имен­ной по­ве­сти Ни­ко­лая Ва­си­лье­ви­ча Го­го­ля в 1927—1928 годах, изоб­ра­зив­шая эпо­ху Ни­ко­лая I. Два­дца­ти­двух­лет­ний ком­по­зи­тор боль­шую часть либ­рет­то на­пи­сал сам, зна­чи­тель­но раз­вив дра­ма­тур­ги­че­ски ряд сцен, лишь обо­зна­чен­ных Го­го­лем. Вто­рая опе­ра — «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» («Ка­те­ри­на Из­май­ло­ва») (1932) по мо­ти­вам по­ве­сти Николая Семёновича Лес­ко­ва с тем же на­зва­ни­ем бы­ла за­пре­ще­на к по­ста­нов­ке во вто­рой по­ло­ви­не 1930-х — 1950-х го­дах, а ком­по­зи­тор был не­щад­но рас­кри­ти­ко­ван — 28 ян­ва­ря 1936 го­да в га­зе­те «Прав­да» вы­шла раз­гром­ная ста­тья «Сум­бур вме­сто му­зы­ки». Кста­ти, 6 ап­ре­ля вы­шла ещё од­на ста­тья в «Прав­де» — «Ба­лет­ная фальшь». В этот раз на­пад­кам под­верг­ся ба­лет Дмит­рия Шо­ста­ко­ви­ча «Свет­лый ру­чей». И ес­ли «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» об­ви­ня­лась в слож­но­сти, то «Свет­лый ру­чей» — в лег­ко­вес­но­сти.

Экс­по­зи­ция сле­ду­ю­щей вит­ри­ны по­свя­ще­на ро­ман­сам и ки­но­му­зы­ке. Зна­е­те ме­ло­дию «Ро­ди­на слы­шит», став­шую по­зыв­ным Все­со­юз­но­го ра­дио, а в 1960-е — свое­об­раз­ным гим­ном кос­мо­нав­ти­ки? Её ав­тор — то­же Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Шо­ста­ко­вич!

Во­об­ще труд­но пе­ре­чис­лить все экс­по­на­ты этой за­ме­ча­тель­ной вы­став­ки. Про­грамм­ки, га­зет­ные вы­рез­ки, ста­тьи, те­ат­раль­ные афи­ши, пла­стин­ки с за­пи­ся­ми му­зы­ки, из­дан­ное в 1979 го­ду пер­вое пол­ное со­бра­ние со­чи­не­ний Шо­ста­ко­ви­ча в 42 то­мах и но­вое, из­дан­ное к 100-лет­не­му юби­лею ком­по­зи­то­ра, — уже в 150 то­мах... Ин­те­рес к твор­че­ству Дмит­рия Шо­ста­ко­ви­ча не про­па­да­ет с го­да­ми, он толь­ко креп­нет. Тем бо­лее что и в XXI ве­ке на­хо­дят­ся нот­ные ли­сты, ис­пи­сан­ные ру­кой Шо­ста­ко­ви­ча, от­кры­ва­ю­щие но­вые воз­мож­но­сти ис­сле­до­ва­ния твор­че­ской лич­но­сти ком­по­зи­то­ра. По сло­вам му­зы­ко­ве­дов, бе­лые пят­на в твор­че­стве Дмит­рия Шо­ста­ко­ви­ча ещё есть. Воз­мож­но, ис­сле­до­ва­те­лей, при­хо­дя­щих в Дом Паш­ко­ва, то­же ждут свои от­кры­тия?


ФОТОРЕПОРТАЖ


Открытие выставки к 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича


«Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») — опера Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
в 4 действиях, 9 картинах на либретто Д. Д. Шостаковича и А. Г. Прейса по мотивам одноимённой повести
Н. С. Лескова. Премьера состоялась в январе 1934 года в Малом ленинградском оперном театре.
Опера послужила поводом к осуждению композитора руководством коммунистической партии и запрещена
к постановке во второй половине 1930-х — 1950-х годах. В 1962 году поставлена (Москва)
в автоцензурированном виде под названием «Катерина Измайлова».


«Катерина Измайлова» — опера Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в 4 действиях, 9 картинах
по мотивам одноимённой повести Н. С. Лескова.


Заведующая отделом диссертаций Ирина Львовна Сакирко


Дмитрий Шостакович. Пятая симфония : Для большого оркестра: Op. 47. — М. ; Л. : Гос. муз. изд-во, 1939. —
Шифры хранения:
Ас 1/516
На титуле — автограф: «Дорогому Борису Владимировичу Асафьеву в знак самых лучших чувств.
Д. Шостакович. 8 IX 1941. Ленинград».


Дмитрий Шостакович. Нос : Опера в 3-х актах по Н. В. Гоголю: Соч. 15-е / Либретто Е. Замятина, Г. Ионина,
А. Прейса и Д. Шостаковича. — Л., 1929. — 6, 284 с.
Шифры хранения:
Ас 2/3430
На титуле — автограф: «Дорогому Борису Владимировичу Асафьеву от Д. Шостаковича. 4 III 1929.
Ленинград».


Дмитрий Шостакович. Шесть романсов : Ор. 62: Для баса в сопровожд. ф.-п. — М. : Музфонд СССР, б. г. — 38 с.
Шифры хранения: Ас 1/510
На титуле — автограф: «Дорогому Борису Владимировичу Асафьеву в знак самых лучших чувств.
Д. Шостакович. 8 III 1943. Москва».


Виссарион Шебалин. Вторая симфония : Ор. 11 : 1929 г. — М. : Музгиз, 1934. — 99 с.
Шифры хранения:
МЗ Т-11/1537

На титуле — автограф Дмитрия Шостаковича: «Дорогому Виссариону Яковлевичу Шебалину на память
о встрече в Киеве в знак лучших чувств от автора этой надписи. Д. Шостакович. 31 III 1940. Киев».

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться