От науки к искусству: театр, кино, фотография в диссертационных исследованиях
Фоторепортаж на Фликре (Flickr)
14 июня в Российской государственной библиотеке состоялось открытие выставки оригиналов диссертаций 1950—1990-х годов «От науки к искусству: театр, кино, фотография в диссертационных исследованиях». Она знакомит с 64 диссертациями, 12 из которых защищены в виде монографий. Представленные образцы, создававшиеся на протяжении нескольких десятков лет, заключают в себе сразу несколько ценных качеств: они полностью вписаны в контекст своей эпохи, содержат огромный пласт информации и демонстрируют высокий уровень выполнения диссертационных работ. Современным соискателям стоит поучиться у авторов как минимум добросовестности научного поиска.
На открытии выставки заместитель генерального директора РГБ по библиотечной работе Александр Самарин сказал:
«Уникальная экспозиция по разнообразию тем. Это не только содержательно, но и красиво, оригинально и с любовью оформлено. Было сложно опубликоваться, и исследователи годами накопленный потенциал реализовывали именно в диссертациях. Пусть сегодняшние молодые люди придут и оценят, сколько усилий заключено в каждой из них. Здесь налицо совместная работа ума и души».
Товарищ Кино
«Возрастные» экспонаты невольно вызывают пиетет. Самая ранняя из представленного — диссертация А. Симонова «Работа оператора над цветовым решением в художественном фильме» (1950). Материалом для осмысления заявленной темы послужило творчество целых операторских коллективов, снимавших «Падение Берлина», «Кубанских казаков» и «Жуковского».
Названная в духе времени диссертация Д. Писаревского «Марксистско-ленинское понимание типического и вопросы мастерства в киноискусстве (на опыте создания кинофильма ‘Чапаев’)» (1954) предоставляет редчайшую возможность увидеть снимки и описание отснятых, но не вошедших в легендарный фильм сцен и эпизодов.
Писаревский Д. С. Марксистско-ленинское понимание типического и вопросы мастерства в киноискусстве. Москва, 1954
Мультфильм с самого начала вызвал пристальное внимание профессионалов и бурю восторга у публики. А. Сазонов подробно рассматривает его феномен в диссертации «Изобразительная взаимосвязь персонажа и декорации в рисованном фильме (проблема пластического единства кадра рисованного фильма)» (1952).
С этой работой перекликается написанная через тридцать с лишним лет диссертация Г. Смолянова «Изобразительное решение персонажа кукольного фильма» (1984), где автор исследует творческий и технологический процесс создания героев кукольной мультипликации. Он утверждает: кукольный телефильм должен иметь в своей основе крепкую современную драматургию. Текст снабжён богатым иллюстративным материалом — эскизами и чертежами кукол, схемами и таблицами, кадрами из фильмов, фрагментами раскадровки.
Техническая составляющая совершенно обязательна для многомерного искусства кино. Р. Шраде в «Современных оптических средствах и художественной форме киноизображения» (1971) связывает историю развития киноизобразительных средств с творческими подходами операторов из разных стран. Выводы подкрепляются множеством фотографий кинокадров, рисунками и схемами. Л. Баринов в диссертации «Киноаппарат — инструмент творческой работы кинематографиста» (1967) скрупулёзно изучает вопросы применения съёмочных аппаратов и даже приводит описание специально разработанных практических упражнений для студентов кинооператорского факультета. В приложении имеются справочные данные о первых киносъёмочных аппаратах и о технике, которой в шестидесятые были оснащены все киностудии страны.
Сидоренко З. Д. Актёр и роль. Из творческой лаборатории народного артиста СССР. Киев, 1974
Новую грань личности великого пролетарского поэта раскрывает в диссертации «Маяковский и кино» (1968) Г. Долидзе. Владимир Владимирович не только оказывал влияние на молодое советское киноискусство, но и лично принимал в нём участие: писал сценарии, актёрствовал, рисовал плакаты к фильмам и выступал как строгий критик.
Посетителей ждет на выставке сюрприз. Целая россыпь открыток с фотопортретами Тамары Макаровой, Элины Быстрицкой, Марка Бернеса, Владимира Дружникова, Алексея Баталова и других кумиров советского зрителя. Заведующая отделом диссертаций РГБ Ирина Сакирко предоставила для экспонирования часть своей личной коллекции. Когда-то такие открытки продавались во всех киосках «Союзпечати». И любимые актёры размещались в семейных альбомах на правах друзей и близких.
«Театр уж полон...»
Исследования охватывают разные аспекты театрального мира. В частности, немало трудов, посвящённых великим актёрам и режиссёрам. В качестве примера стоит назвать кандидатскую диссертацию А. Грина «Украина в жизни и деятельности М. С. Щепкина» (ни год, ни место написания не указаны). Автор строит свою работу как библиографическую хронику, делая акцент на украинских гастролях гения сцены. Значительная часть изысканий строилась на основе официальных донесений цензоров, переписки властей, текстов сохранившихся афиш и газетных объявлений. Всё это диссертант находил в столичных и периферийных музеях, архивах, рукописных фондах.
С. Ордовская в диссертации «Ольга Осиповна Садовская (1849—1919)» (1980) стремится восполнить пробелы в биографии великой русской актрисы, гордости Малого театра. Совсем немного мы знаем о жизни композитора и дирижёра, скрипача и певца, одного из создателей русской национальной оперы Василия Пашкевича. Е. Левашёв при написании диссертации «Василий Алексеевич Пашкевич и русский музыкальный театр его времени» (1974) по крупицам собирал сведения, изучал архивные документы, высказывания современников и внёс достойную лепту в увековечение памяти совершенно незаурядного человека.
Ряд трудов посвящён реформаторам искусства. Л. Бояджиева в диссертации «Макс Рейнгардт — режиссёр-новатор (формирование принципов синтетического театра 1901—1907 гг.)» (1974) останавливается на выдающемся представителе европейской режиссуры начала XX века. Несомненный интерес у специалистов и ценителей театрального искусства вызовут подобранные автором редкие фотографии.
Немало диссертантов вдохновлялись балетными и оперными постановками: О. Кабалевская «Ф. И. Шаляпин в работе над образом Бориса Годунова» (1971), А. Соколов «Петроградский балет начала 1920-х годов и Ф. В. Лопухов» и др. В этом ряду заметное место занимает диссертация Т. Сидоркиной «Творческая личность Айседоры Дункан в культурном контексте конца XIX — первой трети XX века» (2000). Её цель — комплексный культурологический анализ феномена американской танцовщицы Айседоры Дункан, которую считают одной из основоположниц нового хореографического направления свободного танца. Базой для исследования послужили теоретические работы артистки, отзывы и рецензии на её выступления деятелей русской культуры, мемуары. А также произведения выдающихся современников, хорошо знавших Дункан. Среди них — Фридрих Ницше, Рихард Вагнер, Уолт Уитмен, Гордон Крэг. Прилагаются многочисленные фотографии, рисунки художников, запечатлевшие «стоп-кадры» её танца.
Соколов Д. Л. Русская классика в украинском советском театре. Киев, 1953
Театр рассматривается всесторонне. Фундаментальный труд «Русское театрально-декорационное искусство начала XX века. Наследие петербургских мастеров и проблема синтеза искусств» (1985) Р. Власовой базируется на изучении историко-критических материалов библиотек и архивных хранилищ, музеев и частных собраний. Второй том диссертации включает в себя эскизы занавесей, декораций и костюмов. В. Либсон в «Архитектуре интерьера театра эпохи русского классицизма» (1947) во многом основывался на лично произведённых им обмерах в Архангельском и Останкине. Проект реставрации останкинского театра органично вошёл в состав диссертации. Кроме того, в рисунках с натуры и в копиях с оригинальных чертежей зафиксированы и другие выдающиеся сооружения классицизма.
В диссертации Е. Ковычевой «Театральная кукла — функция, форма, образ (на примере кукол театра Н. Я. и И. С. Ефимовых)» (1999) подробно описан замечательный опыт супругов Ефимовых. Куклы, созданные ими в течение двадцати с лишним лет, ныне хранятся в их мемориальной мастерской, музее Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова, в театральном музее имени А. А. Бахрушина. В своей работе автор постоянно обращается к свидетельствам тех, кому посчастливилось увидеть представления театра, ныне, к сожалению, незаслуженно забытого.
На заметку посетителям: по вашей просьбе дежурный откроет любой стеллаж, и вы получите возможность полистать заинтересовавшие диссертации.