К юбилею Василия Островского: о ценностных моментах бытия
![]() |
22 декабря 2011 года в Розовом зале РГБ открылась персональная выставка произведений заслуженного художника России Василия Островского, приуроченная к его
— Мы, к сожалению, живем в эпоху подделок, — сказал президент Российской государственной библиотеки Виктор Федоров. — Поэтому чрезвычайно важно научить людей ценить и понимать, что такое настоящее. В этом зале бывает много читателей. И очень хорошо, что они вновь встретятся или только познакомятся с творчеством Василия Игоревича Островского, которое отличает подлинный профессионализм.
Заведующая отделом изоизданий РГБ (ИЗО) Любовь Родионова рассказала о формировании экспозиции:
— Библиотека стремится как можно полнее раскрывать свои фонды. Это уже третья за последнее время выставка, демонстрирующая искусство отечественного плаката. ( Ретроспектива отечественного плаката 1916—2010 гг. , «Великая Отечественная война в плакатах: летопись войны и память поколений» . — Прим. ред. ). В нашем отделе хранится много работ Василия Игоревича, в основном относящихся к «оттепельным» шестидесятым. И все они, несмотря на порой драматические сюжеты, полны позитивной энергии. Работа по подготовке выставки проходила совместно с художником, который не оставлял без внимания ни одной мелочи. И результат стоит усилий. Впечатление от выставки можно передать одним словом — целостность.
В. И. Островский, выпускник Строгановки, еще в 1959 году сделал свой первый плакат на фабрике «Рекламфильм». Вскоре он вошел в число ее ведущих мастеров, на практике воплощавших новую концепцию отечественного киноплаката. Период зримого обновления общественной жизни, культуры, искусства в СССР оказался недолгим. Но тем, кто с энтузиазмом воспринял перемены, удалось поразительно много.
Художник создавал плакаты к фильмам разной стилистики. И ему всегда удавалось переводить кинообразы на лаконичный язык графики. Великий режиссер Михаил Ромм лично одобрил плакат молодого автора к своим «Девяти дням одного года», в котором напряженная атмосфера истории о физиках-ядерщиках передана с помощью минимума изобразительных средств. В 1963 году Василий Островский был отмечен дипломом Комитета по кинематографии СССР за «наиболее точное выражение художественного почерка и эстетических качеств фильма».
На выставке можно увидеть его плакаты и к другим отечественным шедеврам («Джамиля», «Бриллиантовая рука», «Белое солнце пустыни» и т. д.). Имеются также образцы политического плаката. Однако диапазон показанного шире.
— То, что вы здесь видите, дает представление об авторском плакате, когда можно было творить по велению сердца, — отметила искусствовед, главный библиотекарь ИЗО Нина Бабурина. — Отдайте должное и станковой графике. При всей камерности этих пейзажей и натюрмортов они заключают в себе масштабное начало, какие-то важные ценностные моменты человеческого бытия.
В самом деле, изображаются совсем простые вещи — даже не букет сирени в кувшине, а нечто более приземленное: фрагмент деревянного забора, грубо сколоченная бочка, грабли. Не лазурь Средиземного моря, а безлюдный уголок деревенской улочки. Но вдруг появляется ощущение счастья. От того, как все это красиво, как гармонично в своей основе устроен мир.
— Мне 75 лет. И мне было любопытно посмотреть, как будут восприниматься в наглядном соседстве разные периоды моей художнической жизни, — резюмировал юбиляр. — Такая развернутая экспозиция дает возможность это сделать. И я глубоко благодарен Российской государственной библиотеке за организацию выставки и в целом за теплое отношение к моему творчеству.