Либретто, программки и газетные вырезки — необычный ракурс при взгляде на музыкальные произведения
В рамках празднования 50-летия отдела нотных изданий и звукозаписей в Российской государственной библиотеке открылась необычная выставка. Экспонатами в ней выступают материалы фонда «групповой обработки»: либретто опер и балетов, программки концертов, буклеты фестивалей и рекламные странички из них.
Либретто опер и балетов
Сегодня в фонде «групповой обработки» хранится порядка 4000 либретто опер, балетов и ораторий. На выставке представлена лишь небольшая часть отечественных и иностранных изданий. В витринах можно увидеть либретто произведений Римского-Корсакого, Бородина, Мусоргского и Чайковского. Особую ценность представляют издания русской оперы до классического периода первой трети XIX века. Своим полиграфическим оформлением интересны либретто опер Верди, Бизе, Моцарта, Вагнера и Бетховена. В них изображены портреты композиторов, декорации сцены и зарисовки костюмов.
Оперные либретто начали выпускать с конца XVII века специально для посетителей театров. В них помещался словесный текст (полный или краткий) музыкально-драматического произведения. Либретто в переводе с итальянского буквально означает «книжечка».
Как правило, либреттистами были поэты, драматурги, критики или театральные режиссеры. Например, Сальваторе Каммарано, Франческо Пьяве, Феличе Романи, Влодзимерж Вольский, Эжен Скриб и Мишель Карре. Но нередко в этой роле выступали и сами композиторы. Такими были Джан-Карло Менотти, Золтан Хорушицки, Гаэтано Доницетти, Михаил Глинка, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков, Петр Чайковский и Сергей Прокофьев. К сочинению либретто обращались даже царственные особы, например Екатерина II.
Программки концертов, буклеты конкурсов и фестивалей
На выставке представлены программки концертов выдающихся отечественных и зарубежных музыкальных коллективов: Государственного академического симфонического оркестра СССР, Московского камерного оркестра, Государственного академического Большого театра СССР, Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, Парижской национальной оперы, театра Ла Скала, Английской национальной оперы, берлинского театра Комише-опер.
Совершенно особенный экспонат — программка выступления оркестра Большого театра СССР в городе Куйбышеве (сейчас Самара) 5 марта 1942 года. На этом концерте впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. В программке напечатаны портрет композитора, его статья о работе над своим сочинением, а также рецензия Алексея Николаевича Толстого, который был на генеральной репетиции и описал полученные от прослушивания впечатления.
Среди буклетов фестивалей и конкурсов представлены программки «Декабрьских вечеров», «Преображения», «Площади искусств», «А. В. Свешников и современности», «Крещенских морозов» и многих других.
На выставке можно увидеть небольшую коллекцию газетных вырезок об известных деятелях, состоящую из подборок интервью, творческих портретов, рецензий на концерты и музыкальные спектакли, опубликованных в различных изданиях. А также собрание рекламных страничек из либретто и программок, презентующих музыкальные инструменты, парфюмерию и даже швейные машинки.
О фонде «групповой обработки»
Фонд либретто, издательских каталогов, концертных, конкурсных, фестивальных программок и других материалов «групповой обработки» начал формироваться в РГБ более ста лет тому назад. В советское время согласно требованиям обязательной «подписки» в отдел поступали газетные вырезки музыкальной тематики. После ее отмены в
Сегодня коллекция имеет статус действующего пополняющегося фонда, объемом порядка 50 000 наименований, с хронологическим охватом изданий, начиная с середины XIX века по настоящее время. Используя ее материалы, читатели РГБ имеют возможность работать над ретроспективными обзорами репертуара, монографиями о звездах оперной и концертной сцены и статьями об эволюции той или иной сценической постановки. В будущем запланировано создание полнотекстовой электронной базы фонда, что позволит сохранить от разрушения бумажные активы и оптимизировать информационное и библиотечное обслуживание пользователей.
Фото: Мария Колосова