«Большое видится на расстояньи…» Есенин: диалог с XXI веком
29 сентября 2010 года на главной выставочной площадке РГБ (Мраморная лестница) открылась выставка «"Большое видится на расстояньи…" Есенин: Диалог с XXI веком», организованная Российской государственной библиотекой и Институтом мировой литературы им.
На церемонии открытия выступили заместитель генерального директора РГБ Людмила Тихонова и сотрудники ИМЛИ — Наталья
На выставке собраны книги, изданные в течение без малого ста лет: «Радуница», «Голубень», «Пугачев», «Москва кабацкая», «Персидские мотивы» и многие другие. Экспозиция начинается с прижизненных изданий и публикаций Есенина. Это важно — увидеть именно те книги, которые он держал в руках, и познакомиться с периодикой, о которой сегодня знают лишь узкие специалисты. Вот невзрачный «Мирок» (1914 год), раскрытый на есенинском «Пасхальном благовесте»:
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
А рядом журнал с пышным названием «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1923 год). На обложке в числе «сегодняшних постояльцев» указаны Сергей Есенин, Николай Эрдман, Осип Мандельштам. Представлены копии автографов Есенина — его стихотворений и адресованной Блоку записки. Немного иллюстративного материала. В том числе и снимок Сергея Александровича с матерью Татьяной Федоровной. Она на десятилетия переживет сына. И ее взгляд на послевоенном фото красноречивее всяких слов говорит, как она жила все эти годы…
Трагическая гибель поэта в конце 1925 года вызвала огромное количество поэтических откликов, статей, воспоминаний. На стенде «Первые посмертные издания» есть экспонаты, явно претендовавшие на всеохватность. Скажем, «Памятка о Сергее Есенине. Автобиография Есенина — смерть Есенина — библиография — факсимиле». И есть те, которым заведомо доверяешь. Например, «Роман без вранья» Анатолия Мариенгофа — писателя с ярким пером, хорошо знавшего Есенина: они оба входили в литературный цех
Время издания — четкий ориентир в оценке отношения власти к творцам. После многочисленных публикаций, посвященных рано ушедшему поэту, наступает долгий период замалчивания (забвения не было никогда). И составители экспозиции отразили это, предложив нашему вниманию книги целого ряда издательств, которые в начале пятидесятых наконец получили «право на Есенина» («Советский писатель», «Детская литература» и др.).
У современных авторов, чьи произведения также демонстрируются на выставке, свои подходы. Больше стали писать о личном («Сергей Есенин и Галина Бениславская» Н. Шубниковой-Гусевой). Уверенно выдвигают свои версии («Убийство Сергея Есенина» М. Скороходова и Е. Коломийцевой). Пытаются разгадать все загадки («Есенин без тайн» А. Панфилова).
Представлены здесь и прекрасно иллюстрированные подарочные издания, сборники научных трудов, материалы конференций, путеводители по есенинским местам. Выставка проходит в дни празднования
Выставка в РГБ продлится до 10 октября.