Фаина Раневская: «У меня хватило ума так глупо прожить жизнь»
В Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина проходит выставка «У меня хватило ума так глупо прожить жизнь» , посвящённая 120-летию со дня рождения великой актрисы, «королевы эпизода», знакомой всем любителям советского кино Фаины Георгиевны Раневской.
«Выставка показывает театральный путь актрисы длиною более чем в 65 лет: от дебюта в массовке в Дачном театре в Малаховке в 1915 году до последних ролей в Театре им. Моссовета в начале 1980-х годов (спектакли „Странная миссис Сэвидж“, „Дальше — тишина“, „Правда хорошо, а счастье лучше“)», — говорят организаторы проекта. Фанни Гиршевна Фельдман приехала в Москву из Таганрога. Поступала в театральное училище, и... была признана неспособной. Её псевдоним — фамилия чеховской героини из «Вишнёвого сада». Её жизнь — удивительная история, полная противоречий, взлётов и падений, больших ролей и крошечных эпизодов, которые в конечном итоге и принесли ей место в десятке лучших актрис ХХ века по версии английской энциклопедии «Кто есть кто». Писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“» Даже те, кто никогда не смотрел фильмов «Подкидыш» (1939), «Весна» (1947), «Золушка» (1947), часто произносят фразы из этих фильмов, цитируя героинь Раневской. А уж у тех, кто смотрел, они звучат с характерными интонациями и даже, кажется, тем же низким хрипловатым голосом, каким произносила их Фаина Георгиевна. «Красота — страшная сила!» Или: «Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?». Или: «Прибери в комнатах, вымой окна, натри полы, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, разбери семь мешков фасоли, познай самоё себя и намели кофе на семь недель». И, конечно, бессмертное, преследовавшее актрису до конца жизни: «Муля, не нервируй меня!»
Может быть, поэтому выставка в Бахрушинском музее будет так интересна и тем, кто обожает фильмы, где играла Фаина Раневская, и тем, кто знает её по цитатам из ролей или из записных книжек, которые, кстати, тоже представлены в экспозиции. А чтобы вы могли вспомнить любимые фильмы — «Подкидыш» (1939), «Мечта» (1941), «Родные берега» (1943), «Весна» (1947), «У них есть Родина» (1949) и другие — или познакомиться с ними впервые, в выставочном зале работает небольшой кинотеатр. Ключевая часть выставки — портреты людей, много значивших в жизни актрисы. Каждый сопровождается комментарием Фаины Георгиевны или высказыванием того, кто изображён. Здесь друзья, знакомые, коллеги Раневской, вместе с ней творившие уникальную эпоху в отечественной культуре: Ольга Книппер-Чехова, Анна Ахматова, Николай Акимов, Алиса Коонен, Максимилиан Волошин, Борис Пастернак, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Ия Саввина, Аркадий. Райкин, Анатолий Эфрос, Юрий Завадский, Ольга Берггольц и многие другие. Здесь и те, кого Раневская называла своими кумирами и учителями: Александр Пушкин, Антон Чехов, Лев Толстой, Константин Станиславский, балерина Екатерина Гельцер, актёры Василий Качалов и Павла Вульф, режиссёры Михаил Ромм, Сергей Эйзенштейн, Александр Таиров. Всего таких портретов более семидесяти. Российская государственная библиотека откликнулась на просьбу организаторов выставки. Вы увидите киноплакаты из фондов отдела изоизданий РГБ к фильмам «Пышка» (1934 год, дебютная киноработа Фаины Раневской), «Небесный тихоход» (1946), «Весна» (1947), «Мечта» (1949) и «Свадьба» (1952). Кроме того, жизнь и творческий путь актрисы представлены в фотографиях, плакатах, видеоматериалах, рукописях, письмах, телеграммах из фондов Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Российского государственного архива литературы и искусства, где хранится архив актрисы, киноконцерна «Мосфильм», киностудии Ленфильм, Киностудия им. М.Горького, Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей РФ и Госфильмофонда России. Уникальность выставки еще и в том, что вместе эти материалы показываются впервые.
|
|