В новогодние и рождественские дни:
28 декабря все читальные залы и читательские зоны работают по обычному графику.
C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА.


До конца 2024 года закрыт читальный зал отдела редких книг.


Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться

C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА. Подробнее
Спросите библиотекаря

Выставка «Призыв к выбору: лучшие образцы предвыборной агитации...»

с 26 августа по 8 сентября 2024 года

Российская государственная библиотека приглашает на выставку советских плакатов «Призыв к выбору: лучшие образцы предвыборной агитации в советском политическом плакате 1950–1960-х годов из собрания РГБ». Они созданы во времена наиболее интересных и талантливых находок в предвыборном тематическом направлении.


Все на выборы! : плакат / художник Е. Соловьёв. Москва, 1962

Несмотря на особую серьёзность в отношении выборов в советской стране, плакаты привлекают искренностью и человечностью образов. Произведения были созданы такими крупными мастерами отечественной школы, как Нина Николаевна Ватолина, Валентин Петрович Викторов, Евгений Петрович Соловьёв, Рубен Васильевич Сурьянинов, а также известными живописцами — Борисом Владимировичем Иогансоном и Аркадием Александровичем Пластовым.

Наиболее ранние отечественные предвыборные плакаты, сохранившиеся в фонде РГБ, созданы в 1917 году и относятся ко времени выборов в Учредительное собрание. Немногочисленные плакаты этого периода продвигали различные партии — эсеров, социал-демократов, партию народной свободы. Плакаты информировали о номере в бюллетени голосования и фиксировали графический образ партии без уточнения программы действия в случае победы.

После завершения гражданской войны агитации к участию в выборах предавалось особое внимание. С середины 1920-х годов плакаты, посвящённые выборам, издавались стабильно и воспринимались как важный инструмент утверждения новой формы гражданского долга — права выбирать и быть избранными. Кроме информационно-агитационного назначения предвыборный плакат стал привычным элементов оформления населённых пунктов страны накануне и в период выборов, а также украшением мест проведения голосования.

  • За счастье народное! : плакат / художник А. Пластов. Москва ; Ленинград, 1950
  • За счастливую юность голосует советская молодёжь! : плакат / художник Б. Иогансон. Москва ; Ленинград, 1946
  • Все на выборы! : плакат / художник Рубен Сурьянинов. Москва, 1957
  • Все на выборы! : плакат / художник А. Бородин. Саратов, 1957
  • Все на выборы! Добро пожаловать! : плакат / художники И. Громицкий и Т. Слободская. Москва, 1957
  • Выбираю я в Совет дельных, смелых, беспокойных, самых лучших и достойных! : плакат / художник Н. Ватолина ; текст Ю. Благова. Москва, 1964
  • Выберем в Советы лучших людей советской науки и техники! : плакат / художник М. Маризе. Москва, 1957

С самого начала сформировалось три основных направления предвыборного плаката: информирование о дате проведения выборной процедуры в верховные и местные органы власти; представление избираемых кандидатов; общие призывы к участию в выборах и утверждение значимости этого мероприятия для будущего страны.

Послевоенное время — период наивысшего расцвета отечественного предвыборного плаката, которому в агитации были присущи особая торжественность и гражданский пафос. Однако многие произведения, созданные с целью пропаганды идеи выборов, сохраняли общечеловеческий характер и объединяющий смысл, понятный и ныне. В 1950-е годы, благодаря плакатам, формируется образ выборов, как государственного и одновременно общенародного праздника, отчасти сплетённого с семейными традициями совместного голосования. Изображения торжественно идущих к избирательным участкам радостных людей нередко встречаются в предвыборном плакате этого времени.

В 1960-е годы в плакатных композициях возникает стремление к динамизму. Можно встретить изображения строек и промышленных объектов в состоянии обновления, появляются образы молодых, инициативных людей и, что необычно для предвыборной тематики, спортсменов и физкультурников. Это метафоричное отражение народа с активной жизненной позицией.


Голосуем за счастье, за будущее наших детей! : плакат / художник В. Сачков. Москва, 1960

Предвыборные плакаты донесли позитивные и объединяющие лозунги: «Голосуем за счастье, за будущее наших детей!», «Выбираю я в Совет дельных, смелых, беспокойных, самых лучших и достойных!», «За расцвет Родины голосую!». Они имеют вневременной характер и могли бы украсить и современную предвыборную агитацию.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться