Революционные события и Гражданская война в советском плакате
Плакат — это разящий удар, направленный на голову классового врага, это — возбудитель активности масс, и ему должно быть оказано надлежащее внимание.
|
В читальном зале отдела изоизданий Российской государственной библиотеки прошла выставка «Революционные события и Гражданская война в советском плакате». На стенах — плакаты 1918—1920-х годов. Ясные, яркие, простые, понятные каждому, они лучше всего дают нам возможность почувствовать время, когда были созданы. Перед посетителями раскрылся тот новый мир, который представляли себе художники — маститые и никому не известные, профессионалы и самоучки: их надежды и веру в светлое будущее.
Вдумайтесь: агитационный плакат вовсе не рассчитан был на длительное и бережное хранение. Небольшой тираж, дешёвая бумага, размещался в лучшем случае где-нибудь в прокуренном помещении политотдела, а чаще всего на уличных столбах и тумбах. И тем ценнее то, что нам удаётся увидеть сейчас в читальном зале изоизданий: подлинные свидетельства первых лет Советского государства.
Что такое плакат? Крупное яркое изображение, понятное даже тем, кто читать умеет плохо или не умеет вовсе, заметное, «цепляющее глаз». Таковы лубочные картинки, «фряжские листы», известные в России с XVI века. Первыми политическими плакатами в России считаются «ростопчинские афиши», выпускаемые в 1812 году графом Фёдором Васильевичем Ростопчиным, генерал-губернатором Москвы во времена наполеоновского нашествия.
Плакаты конца XIX — начала XX века рекламировали табак и шоколад, изящную обувь и лучшие вина. Даже самые известные художники не считали зазорным принять заказ на рекламный плакат.
Первые же агитационные плакаты в том виде, в котором мы их знаем, появились в России во времена Первой мировой войны. Это были карикатуры на врага, картинки, отражающие героические подвиги соотечественников, призывы собирать деньги на обеспечение армии — понятные каждому образы, ёмкие запоминающиеся лозунги. Плакаты расклеивались на заборах, печатались на открытках и марках, листовки с плакатами раздавали в действующей армии для поднятия боевого духа. И всё-таки образы и стиль агитплакатов 1914 года отличается от «шершавого языка», который мы видим на плакатах времён Революции и Гражданской войны, представленных в читальном зале отдела изоизданий.
Как выбирались работы для выставки «Революционные события и Гражданская война в советском плакате»? Любовь Витальевна Родионова, заведующая отделом изоизданий РГБ, говорит так: «Мы нашли то, что не очень известно, что удивит и заинтересует наших читателей. Нам хотелось показать, насколько разным бывает революционный плакат, и, конечно, отдать дань памяти художникам, чьи имена незаслуженно забыты». В читальном зале мы видим всего пятнадцать плакатов, но организаторам выставки действительно удалось показать разнообразие стилей, разнообразие выразительных средств — от традиционного лубочного клейма до элементов ар-деко. И конечно, особенно интересны художники — авторы плакатов.
Часть работ не подписана. Где-то стоит фамилия, но больше про художника ничего не известно — Аргин «Красные соколы всех стран, слетайтесь», Г. Любарский «Все под красное знамя Союза». Другие же работы — известных профессиональных художников, тех, кто создал один или несколько плакатов, но прославился другими своими работами.
Игнатий Игнатьевич Нивинский (1881—1933) — российский график, живописец и архитектор, выдающийся театральный художник. Именно он разработал оформление интерьера Траурного зала Мавзолея Ленина, при его участии в Москве созданы удивительные здания, которые знают все ценители архитектуры, — «Дом под рюмкой» на Остоженке, «Дом с рыцарем» на Арбате. На выставке в отделе изоизданий — плакат 1918 года авторства Игнатия Нивинского: «Женщины, идите в кооперацию».
Теме кооперации посвящён и плакат работы известного графика Василия Николаевича Масютина (1884—1955): «Никогда не покупайте в частной лавке того, что можно купить в своём кооперативе». Плакат был напечатан в 1918 году, а уже в 1921-м Василий Николаевич эмигрировал в Берлин. Занимался книжным дизайном, рисовал этикетки, театральные и рекламные плакаты, но к агитационному плакату больше не обращался.
Борис Васильевич Зворыкин (1872—1942) — русский художник, график-орнаменталист, иконописец. Русская тема, которой пронизано всё его творчество, видна во всех его работах — и в иллюстрациях к вышедшей в 1903 году «Сказке о золотом петушке» Александра Сергеевича Пушкина, и в сериях известнейших открыток «Русские дети», «Русские былины», «Охота», и в заказах для императорского двора. И, конечно, в плакате «Красный пахарь». «По дикому полю, по обломкам злого барства и капитала вспашем нашу пашенку да соберём добрый урожай счастья для всего трудового народа!» — гласит подпись. Но в 1921 году Зворыкин покинул Россию и обосновался во Франции. Там он много и интенсивно работал, не изменяя русской теме, до самой смерти в 1941 году в оккупированном Париже.
Выставка — свежий взгляд на плакаты времён Гражданской войны: организаторам удалось избежать тяжеловесности и чеканности, показать тему легко, но не легковесно. И каждый из пятнадцати плакатов, отобранных из обширных фондов и подготовленных к экспонированию Любовью Родионовой, Екатериной Михалкиной и Алексеем Соколовым, рассказывает собственную историю. Какую? Приходите в читальный зал отдела ИЗО до 5 мая — и поймёте сами.