В новогодние и рождественские дни:
28 декабря все читальные залы и читательские зоны работают по обычному графику.
C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА.


До конца 2024 года закрыт читальный зал отдела редких книг.


Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться

C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА. Подробнее
Спросите библиотекаря

Петровский гражданский шрифт и его развитие в работах художников шрифта ХХ века

с 14 апреля по 30 июня 2022 года
свободный

В 2022 году отмечается 350-летие со дня рождения Петра I (1672—1725). К этому юбилею приурочена мини-выставка «Петровский гражданский шрифт и его развитие в работах художников шрифт ХХ века» в Музее книги. Экспозиция отражает развитие традиций петровского шрифта советскими художниками ХХ века — Галиной Андреевной Банниковой, Вадимом Владимировичем Лазурским, Павлом Михайловичем Кузаняном и другими.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Реформы Петра I коснулись всех областей жизни страны, в том числе и книжного дела. В России было широко организовано печатание гражданских, светских книг, которые по технологии печатания, внешнему виду и тиражам сильно отличались от прежней церковно-служебной книги. Для новой книги, приближенной к европейскому образцу, требовался новый шрифт, который получил название гражданского.

Работать над гражданским шрифтом Пётр I начал в 1807 году во время военного похода. Условным «тренажёром» стала белорусская азбука, в которую император вписывал свои варианты литер напротив принятого написания.

В постоянной экспозиции Музея книги в разделе, посвящённом шрифту, можно увидеть факсимиле Азбуки 1710 года с правкой Петра I, по которой заметно, как в процессе реформы изменились состав букв и графика шрифта. Книги, напечатанные гражданским шрифтом, представлены в музее на примере экземпляров изданий «Политиколепная Апофеосис...» 1709 года, «Юности честное зерцало» 1717 года, «Книга мирозрения, или Мнение. О небесноземных глобусах, и их украшениях» Христиана Гюйгенса 1724 года.

  • Азбука гражданская с нравоучениями (Москва : Печатный двор, 1710) : Факсимильное издание. — Санкт-Петербург, 1877. Открыть в НЭБ .
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Слева: Образцовые шрифты, украшения и виньеты типографии С. Селивановского в Москве. — Москва, 1826. Справа: Бертгольд Г. Словолитня и фабрика медных линеек. Гальванопластическое заведение: Новые шрифты. — Санкт-Петербург, без года издания.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Образцы «деревянных шрифтов» середины 1950-х гг. в каталоге: Образцы шрифтов 4-й типографии им. Евг. Соколовой. — Ленинград, 1956.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Psalterium Latinum. — Nürnberg : Friedrich Creussner, 1484—1485.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

В основу нового гражданского шрифта легла не только европейская антиква, но и московское рукописное письмо начала XVIII века. Благодаря проведённой реформе к концу правления Петра I изменились переплёт, формат, содержание книг. В издание теперь вставляли множество гравюр, иллюстрирующих фортификационное, военное или строительное дело.

Петровский шрифт развивался и шлифовался художниками на протяжении нескольких веков. Исследуя постоянную экспозицию Музея книги и временную мини-выставку «Петровский гражданский шрифт и его развитие в работах художников шрифт ХХ века», можно проследить путь формирования шрифтов — готического, антиквы, курсива начала XVI века, глаголицы и кириллицы.

  • Репертуар русского типографского гражданского шрифта XVIII века. Часть 1. Гражданский шрифт первой четверти XVIII века, 1708—1725: Каталог шрифтов и их описание / сост. А. Г. Шицгал ; худ. П. М. Кузанян и В. В. Ефимов. — Москва : Книга, 1981. Титульный лист и заглавие на футляре набраны Банниковской гарнитурой.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • П. М. Кузанян. Оригинал переплёта с корешком для книги «Гражданский шрифт первой четверти XVIII века. 1708—1725 » (Москва : Книга, 1981). Бумага, простой карандаш, тушь, краска.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Гарнитура «Нева», созданная Павлом Михайловичем Кузаняном (1901—1994) — советским художником шрифта, каллиграфом, художником книги, иллюстратором, графиком и живописцем.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • П. М. Кузанян. Гарнитура «Нева» 1970 года для строкоотливной крупнокегельной машины. Эскиз. Бумага, простой карандаш, тушь.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Одним из ярких представителей художников и графиков шрифта XX века является Галина Андреевна Банникова. Она создала на основе гражданского шрифта XVIII века специальную гарнитуру, которую использовали для печати художественной литературы, книг по искусству. Назвали её в честь автора — Банниковской.

Шрифт можно строить по-разному. Можно, например, взять за основу какой-либо из лучших западных шрифтов эпохи Возрождения. Можно не исходить из исторически сложившихся традиций. Мне казалось, что рисунок нового русского шрифта будет гораздо богаче, гораздо интереснее, если при построении его опираться на лучшие традиции старых русских шрифтов, если изучить особенности их рисунка.

Из статьи Г. А. Банниковой «Шрифт для художественной литературы»

На выставке представлено издание историка шрифта Абрама Григорьевича Шицгала «Репертуар русского гражданского шрифта XVIII века», оформленное Банниковской гарнитурой. И здесь же присутствует оригинал второго варианта оформления книги, предложенного художником Павлом Михайловичем Кузаняном.

Павел Михайлович в своих разработках тоже ориентировался на русскую традицию и петровский шрифт, например при создании знаменитой гарнитуры «Нева». В экспозиции присутствуют оригиналы отрисовки этой гарнитуры.

Ещё один советский график, художник книги и шрифта, каллиграф, труды которого представлены на выставке, — Вадим Владимирович Лазурский. Чтобы создать гарнитуру, получившую его имя, художник также опирался на западноевропейские шрифты эпохи Возрождения и на гражданский шрифт Петра I. Оригиналы его работ хранятся в фонде РГБ: отрисованные буквы, рукописные варианты самых ранних римских капитальных шрифтов и другие.

  • Проектирование типографского шрифта «Гарнитура Лазурского». Работа над начертаниями прописных букв русского и латинского алфавитов и над цифрами двух начертаний. 1958—1962 годы // Лазурский В. В. Путь к книге: воспоминания художника. — Москва : Книга, 1985.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • В. В. Лазурский. Русский алфавит. Гражданский шрифт XVIII века. Картон, бумага, тушь.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Петровский шрифт (1710) // Чернихов Я., Соболев Н. Построение шрифтов. — Москва : Искусство, 1958.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Петровский шрифт (1710) // Чернихов Я., Соболев Н. Построение шрифтов. — Москва : Искусство, 1958.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Пластмассовые типографские литеры для ручного набора текста. СССР, 1970—1980-е годы.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Ящик наборной кассы. Россия, начало ХХ века.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Ещё одно интересное издание из фонда отдела редких книг, представленных в экспозиции, — это книга «Построение шрифтов» художника и архитектора, графика, живописца Якова Георгиевича Чернихова. Он также в своих разработках брал за основу петровский шрифт, но подошёл к нему со стороны архитектуры. Он вписывал шрифт в специально разработанную сетку, изучал пропорции и перерабатывал некоторые буквы.

Петровский шрифт прошёл очень сложную эволюцию — менялась мода, эстетические каноны, менялись потребности общества и технические возможности. Каждая новая типография создавала свою версию шрифта, шла отработка материала. В основу современных шрифтов ложились западноевропейские и гражданские петровские. Но в советское время вид гарнитур обусловливался также и техническим оборудованием, на котором печатался текст. Так, если в петровское время существовал только один наборный шрифт, то в XX веке нужен был и наборный шрифт для текста, и наборный шрифт для акцидентных работ. Советские художники разрабатывали и те, и другие.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

В экспозиции Музея книги можно увидеть как издания из фонда отдела редких книг, так и оригинальную графику художников, проспекты созданных ими новых шрифтов.

Выставка продлится до 30 июня.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться