В новогодние и рождественские дни:
28 декабря все читальные залы и читательские зоны работают по обычному графику.
C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА.


До конца 2024 года закрыт читальный зал отдела редких книг.


Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться

C 29 ДЕКАБРЯ ПО 8 ЯНВАРЯ БИБЛИОТЕКА ЗАКРЫТА. Подробнее
Спросите библиотекаря

Выставка «Удобнейшее средство пестрения бумаги»

с 7 июля по 30 сентября 2023 года
свободный

В Музее книги Российской государственной библиотеки открылась мини-выставка «„Удобнейшее средство пестрения бумаги“: клейстерные декоративные бумаги в переплёте XVIII—XX веков». Экспозиция входит в цикл выставок «Элементы книги».


Schummel J. G. Spitzbart. Eine komi-tragische Geschichte für unser pädagogisches Jahrhundert. Leipzig : in der Weygandsche Buchh., 1779
Форзац: клейстерная бумага в три краски, со «смазанным» рисунком. Германия, последняя четверть XVIII века
Фото: Мария Говтвань, РГБ

«Пестрение бумаги» — так в одном из экономических руководств XVIII века названо окрашивание бумаги в декоративных целях. Оно входило в список важных умений российских переплётчиков, которые не хотели или не имели возможности использовать готовые материалы, предлагавшиеся на рынке.

Яркие или светлые, с орнаментами или одноцветные, рельефные или гладкие — декоративные бумаги требовались для изготовления форзацев, обтяжки крышек полукожаных переплётов, для футляров и папок, для упаковки. В старопечатных книгах встречаются и причудливые узоры мраморных бумаг, и рисунки, тисненные золотом, и многоцветные орнаменты, напечатанные в техниках гравюры и литографии. Производство большинства из перечисленных видов требовало больших умений, специального оборудования и было дорого. Важное преимущество клейстерных бумаг заключалось в относительной простоте их изготовления, доступной и «удобнейшей» для каждого мастера.

Мучной клейстер, смешанный с краской, наносился непосредственно на поверхность окрашиваемого листа. Киселеобразная масса долго оставалась влажной и предоставляла много возможностей для доработки. Её можно было продавливать и перемещать разными способами, увеличивая и уменьшая интенсивность цвета на разных участках.

  • Schummel J. G. Spitzbart. Eine komi-tragische Geschichte für unser pädagogisches Jahrhundert. Leipzig : in der Weygandsche Buchh., 1779
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Weber Fr. Ch. Das veränderte Russland, in welchem die jetzige Verfassung des Geist- und wettlichen Regiments der Kriegs-Staat zu Lande und zu Wasser... Frankfurt ; Leipzig, 1744
    Переплёт: клейстерная бумага в две краски, с гребешковым рисунком. Германия, XVIII век
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Weber Fr. Ch. Das veränderte Russland, in welchem die jetzige Verfassung des Geist- und wettlichen Regiments der Kriegs-Staat zu Lande und zu Wasser... Frankfurt ; Leipzig, 1744
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Weber Fr. Ch. Das veränderte Russland, in welchem die jetzige Verfassung des Geist- und wettlichen Regiments der Kriegs-Staat zu Lande und zu Wasser... Frankfurt ; Leipzig, 1744
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Месяцослов с росписью чиновных особ в государстве на лето от Рождества Христова 1777. Санкт-Петербург, [1776]
    Форзац: клейстерная бумага с рисованным узором. Россия, последняя четверть XVIII века
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Месяцослов с росписью чиновных особ в государстве на лето от Рождества Христова 1777. Санкт-Петербург, [1776]
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Письма к государю императору Петру Великому от генерал-фельдмаршала, тайнаго советника малтийскаго, с. апостола Андрея, Белаго орла и прусскаго ордена кавалера, графа Бориса Петровича Шереметева. Часть 1. Москва : При Императорском университете, 1778
    Переплёт: телячья кожа с крапом, клейстерная бумага в смешанной технике. Россия, последняя четверть XVIII века
    Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Письма к государю императору Петру Великому от генерал-фельдмаршала, тайнаго советника малтийскаго, с. апостола Андрея, Белаго орла и прусскаго ордена кавалера, графа Бориса Петровича Шереметева. Часть 1. Москва : При Императорском университете, 1778
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Письма к государю императору Петру Великому от генерал-фельдмаршала, тайнаго советника малтийскаго, с. апостола Андрея, Белаго орла и прусскаго ордена кавалера, графа Бориса Петровича Шереметева. Часть 1. Москва : При Императорском университете, 1778
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Klinger F. M. Der Schwur gegen die Ehe. Lustspiel in 5 Acten. Grötz : [s. n.], 1797
    Переплёт: пергамен, клейстерная бумага в смешанной технике. Германия, первая половина ХХ века
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Основной инструментарий мастера — щётки, кисти, шпатели, губки для наложения краски, любые предметы для рисования, гребни, штампы для оттискивания готовых элементов декора и любой подручный материал для создания эффектов фактурности. Декоративные достоинства клейстерной бумаги — тонкие градации тона, объёмность рисунка, ощущение непосредственной рукотворности. В профессиональном словаре реставраторов и дизайнеров клейстерная бумага называется «клеевой» или «пастовой».

В экспозиции Музея книги представлены книги с обложками и форзацами, окрашенными в данной технике: в первой витрине — отечественные издания в XVIII века, во второй — европейские. Клейстерная цветная бумага широко использовалась разных странах, но особенно в Германии, откуда, вероятно, и была заимствована русскими мастерами.

Особый интерес вызывают так называемые «гернгутские» бумаги, создававшиеся в мастерской религиозной общины в Гернгуте (Саксония) и ставшие благодаря высокому качеству чрезвычайно популярными в Европе. Характерный стиль мастерской — сочетание рисованных орнаментов с деревянными печатными формами, резными ролями, гребнями на клейстере насыщенных тонов.

  • Древняя российская вивлиофика, или Собрание разных древних сочинений, яко то: российския посольства в другия государства, редкия грамоты, описания свадебных обрядов и других исторических и географических достопамятностей, и многия сочинения древних российских стихотворцев; Издаваемая помесячно Николаем Новиковым. Часть 1. Месяц январь-[юний]. Санктпетербург : [Тип. Акад. наук], 1773
    Форзац: клейстерная бумага в четыре краски, со «смазанным» рисунком. Россия, последняя четветрть XVIII века
    Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Древняя российская вивлиофика, или Собрание разных древних сочинений, яко то: российския посольства в другия государства, редкия грамоты, описания свадебных обрядов и других исторических и географических достопамятностей, и многия сочинения древних российских стихотворцев; Издаваемая помесячно Николаем Новиковым. Часть 1. Месяц январь-[юний]. Санктпетербург : [Тип. Акад. наук], 1773
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Геллерт Г. Богомолка : комедия в трёх действиях. Санкт-Петербург, 1774
    Картонаж: клейстерная бумага, прокрашенная кистью. Россия, конец XVIII века
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Grundriss einer schönen Stadt : In Absicht ihrer Anl. u. Einrichtigung zur Bequemlichkeit, zum Vergnügen, zum Anwachs u. zur Erhaltung ihrer Einwohner, nach bekannten Mustern entworfen: Nebst einer Vorrede von der Wirkung des Clima... Hamburg ; Leipzig, 1775—1776
    Форзац: клейстерная бумага в смешанной технике. Германия, 1770—1780-е годы. Переплёт: из сафьяна с золотым тиснением. Золотой обрез. Германия, не позднее 1788 года
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Grundriss einer schönen Stadt : In Absicht ihrer Anl. u. Einrichtigung zur Bequemlichkeit, zum Vergnügen, zum Anwachs u. zur Erhaltung ihrer Einwohner, nach bekannten Mustern entworfen: Nebst einer Vorrede von der Wirkung des Clima... Hamburg ; Leipzig, 1775—1776
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Sr. Königl. Majestät von Preussen und churfürstl. durchl. zu Brandenburg... an ihre hohe Mit-stände des Teutschen Reichs über die bayerische Successions-Angelegenheit und über die Ursachen welche Höchstdieselbe nöthigen, sich der widerrechtlichen Trennung des Herzogthums Bayern zu widersetzen. Nebst Beylagen und Beweisschriften. Berlin, 1778
    Обложка: клейстерная бумага с оттисками штампами и ролями. Германия, конец XVIII века
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Sr. Königl. Majestät von Preussen und churfürstl. durchl. zu Brandenburg... an ihre hohe Mit-stände des Teutschen Reichs über die bayerische Successions-Angelegenheit und über die Ursachen welche Höchstdieselbe nöthigen, sich der widerrechtlichen Trennung des Herzogthums Bayern zu widersetzen. Nebst Beylagen und Beweisschriften. Berlin, 1778
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Technologisches Taschenbuch für Künstler, Fabrikanten und Metallurgen auf das Jahr 1786. P Göttingen : Dieterich, [1785]
    Форзац: клейстерная бумага в смешанной технике. Германия, Гернгут, последняя четверть XVIII века
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Technologisches Taschenbuch für Künstler, Fabrikanten und Metallurgen auf das Jahr 1786. P Göttingen : Dieterich, [1785]
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Technologisches Taschenbuch für Künstler, Fabrikanten und Metallurgen auf das Jahr 1786. P Göttingen : Dieterich, [1785]
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

В экспозиции также представлены переплёты первой половины ХХ века и современные образцы в технике клейстерной окраски бумаги.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться