В Доме Пашкова открылась третья выставка из цикла «Музыкальная пушкиниана в звукозаписях из фондов РГБ». На ней демонстрируются грамзаписи оперных спектаклей на сюжеты Александра Сергеевича Пушкина.

Фото: РГБ
Пушкин в русской опере — тема, занимающая значительное место в истории русской и мировой музыкальной культуры.
О произведениях Пушкина в их музыкально-сценическом воплощении написано немало исследовательских работ. Чем больше мы погружаемся в музыкальный мир поэта, тем очевиднее, что эта тема неисчерпаема: постоянно открываются новые стороны пушкинских сюжетов, при этом новые прочтения пушкинских опер не отменяют значение предшествующих обращений композиторов к пушкинским текстам. Слова Пушкина в «Евгении Онегине» об итальянском композиторе Джоаккино Россини — «он вечно тот же, вечно новый» — как нельзя лучше характеризуют и самого поэта.
Пушкин никогда не писал либретто и не соприкасался в своём творчестве непосредственно с оперным жанром, тем не менее драматургия поэта стала толчком к созданию композиторами опер нового типа, новых жанровых разновидностей, которых не знала до этого мировая оперная классика.
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Вся отечественная опера пронизана мощным воздействием гения Пушкина. С ним связано рождение оперных шедевров Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Эдуарда Направника, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Цезаря Кюи, Бориса Асафьева, Рейнгольда Глиэра, Михаила Чулаки, Дмитрия Шостаковича. Использовали тексты русского поэта и зарубежные композиторы — Джан Франческо Малипьеро (Италия), Бенджамин Бриттен (Англия), Витольд Лютославский (Польша), Витезслав Новак (Чехословакия) и другие.
На выставке в отделе нотных изданий и звукозаписей можно познакомиться с грамзаписями фирмы «Мелодия» за разные годы и с разными исполнителями. Среди них — Фёдор Шаляпин (бас), Сергей Лемешев (тенор), Иван Ершов (драматический тенор), Мария Славина (меццо-сопрано), Владимир Касторский (бас), Бэла Руденко (лирико-колоратурное сопрано), Галина Вишневская (сопрано), Павел Хохлов (баритон), Пантелеймон Норцов (баритон), Медея Фигнер (сопрано).
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Фото: РГБ
Широк и круг дирижёров, под чьим руководством шли спектакли, — это Николай Рубинштейн, Энрико Модесто Бевиньяни, Ипполит Альтани, Густав Малер, Эдуард Направник, Геннадий Рождественский и другие.
Куратор выставки — главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей Светлана Ногтикова.