В Доме Пашкова открылась выставка «Нотные издательства и музыкальные магазины Москвы XIX — начала ХХ века: из фондов РГБ». Выставка проходит в рамках Шестой Всероссийской
научно-практической
конференции
«Юргенсоновские чтения»
.
Фрагмент титульного листа издания:
Агренева-Славянская
Ольга Христофоровна. Взошла луна на небо: идиллия / слова и музыка О. Х.
Агреневой-Славянской.
Москва : В. Грейнер, 1883.
Открыть в электронной библиотеке РГБ
В экспозиции представлены наиболее интересные и значимые нотные издания, выпущенные в Москве в XIX — начале ХХ века и хранящиеся в фонде Российской государственной библиотеки. Выставка знакомит с именами московских издателей и владельцев музыкальных магазинов дореволюционного периода.
Особое место на выставке отводится отечественным нотным изданиям первой половины XIX века. Так, здесь можно увидеть клавир оперы Алексея Николаевича Верстовского
«Аскольдова могила»
, напечатанный в Москве в литографии А. С. Мельгунова в начале сороковых годов XIX столетия. Опера Верстовского, выдержавшая около 400 представлений, была одним из самых популярных русских оперных произведений своего времени.
В первой половине XIX века своеобразным центром типографий и нотной торговли в Москве стал знаменитый Кузнецкий Мост. На выставке демонстрируются издания Ю. И. Грёссера и А. Миллера, чья торговая деятельность относится к
1830-м годам.
Позже здесь работал издатель и торговец К. Гротриан, владелец музыкального магазина в доме княгини Екатерины Михайловны Долгоруковой. Приблизительно с 1815 года на Кузнецком Мосту держал своё издательство и магазин Карл Венцель. В последней трети XIX столетия также на Кузнецком Мосту работал магазин А. Зейванга, где помимо нот продавались пианино и рояли. На страницах нот, изданных Зейвангом, часто упоминаются две торговые точки — дом Гонецкой и дом братьев Джамгаровых.
-
Верстовский Алексей Николаевич. Аскольдова могила: опера / музыка А. Н. Верстовского, аранжированная для фортепиано А. Гурилёвым. Москва : в магазине Музыкального эхо, [между 1842 и 1843] (печатано в литографии А. Мельгунова). Титульный лист.
Открыть в электронной библиотеке РГБ
-
За Родину: 1914 год: марш со словами: [для фортепиано] / сочинение Мих. Москва : А. Зейванг, [1914] (нотопечатня Гаврилова). Титульный лист
-
Конюс Георгий Эдуардович. Даита: японская сказка с танцами в 1 действии и
4-х картинах:
для фортепиано / Либретто К. Ф. Вальца. Москва : А. Зейванг, 1896. Обложка
-
Конюс Георгий Эдуардович. Даита. Титульный лист (цветной)
В экспозиции выставки можно увидеть нотное издание
«Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами»
(Москва, 1914). Оно выпущено известной в последние десятилетия XIX — начале ХХ века фирмой «Роберт Кенц», специализировавшейся на продаже хозяйственных товаров, инструментов и аппаратов.
Митрофан Ефимович Пятницкий
(1896—1927),
собиратель и исследователь народных песен, член
Музыкально-этнографической
комиссии при Этнографическом отделе Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета, организовал в 1911 году хор крестьян. Владелец фирмы Роберт Кенц выступил меценатом коллектива, благодаря чему была создана материальная база для устройства Крестьянских концертов, для собирания и публикации народных песен. Песенный сборник «Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами» стал своеобразным музыкальным документом истории деятельности хорового коллектива.
Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами : cтатьи, очерки, рецензии, ноты и тексты песен. Москва : Роберт Кенц, 1914 (типолитография Ж. Шейбеля). Обложка.
Открыть в электронной библиотеке РГБ
Интерес представляют ноты издательства «Прогрессивные новости» под руководством Бориса Леопольдовича Андржиевского (начало ХХ века). Сначала Андржиевский издавался как композитор в разных нотопечатнях, например у В. Гроссе, затем основал собственное издательство.
На некоторых его изданиях есть указания на нотные магазины в городах России, продававшие ноты издательства. Издатель «Прогрессивных новостей» обладал исключительным правом на издание произведений Вертинского, о чём сообщается на титульных страницах серии «Грустные песенки А. Н. Вертинского»: «Произведения названного автора, могущие выйти из печати в других изданиях, считать подделкой, которую буду преследовать по закону».
В издательстве выходила серия «Песни веселья и грусти цыган» под номерами. Есть военные песни Николая
Маныкина-Невструева,
объединённые в серию «Песни великой войны», а в серию «Песни свободной России» вошли «Русская Марсельеза», «Вы жертвою пали», «Варшавянка».
-
Вертинский Александр Николаевич. Лиловый негр. Москва : Прогрессивные новости, 1916. (Песенки А. Н. Вертинскаго : Ариетки Пьеро)
Слева: последняя страница с рекламой издательства
Справа: титульный лист
-
Челли Александр. Automobile = (Автомобиль):
One-step
: для фортепиано / аранжировал А. Челли. Москва : «Прогрессивные новости» Б. Л. Андржеевского, 1916 (Типолитография В. Гроссе). Титульный лист
-
Мантейфель Владимир Николаевич. Штурм Эрзерума: марш для фортепиано. Москва и др. : Прогрессивные новости, 1916 (типолитография В. Гроссе). Титульный лист
-
Андржеевский Борис Леопольдович.
Гранд-электро
марш: (марш борцов): Op. 5: для гитары по двум системам / аранжировал А. Соловьёв.
8-е издание.
Москва : издание автора, 1911 (О. Ф. Кнауб. Нотный склад). Титульный лист
Отметим среди дореволюционных нотные издания, выпущенные известнейшим кондитером Москвы Алексеем Ивановичем Абрикосовым
(1824—1904).
В музыкальном фонде Российской государственной библиотеки сохранились экземпляры издательства «Товарищества А. И. Абрикосова и сыновей»: «Гимны союзных держав» и марш
«Казачья удаль»
. Семья Абрикосовых, настоящих патриотов своей страны, всегда очень остро реагировала на события внутри государства. Ноты выпущены в 1914 году и отличаются изысканным оформлением.
Среди других отметим ноты издательств Владимира Готье, «Центральной музыкальной торговли», С. Я. Ямбора, И. Грейнера. Последний печатал сочинения Ольги Христофоровны
Агреневой-Славянской,
которая впоследствии открыла своё издательство и выпускала
«Русские песни и песни южных и западных славян»
, собранные её мужем Дмитрием Александровичем
Агреневым-Славянским,
известным российским певцом и хоровым дирижёром.
-
Слева: Гимны союзных держав: в память
2-й Отечественной
войны: для фортепиано с надписанным текстом / переложение М. Озерова ; слова А. Нилова. Москва : Товарищество А. И. Абрикосова и сыновей, 1914. Обложка
Справа: Дженаро-Прибе Е. Казачья удаль: марш для фортепиано. Москва : издание А. И. Абрикосова и сыновей, 1914. Обложка. Марш посвящён
герою-казаку
Кузьме Крючкову.
Открыть в электронной библиотеке РГБ
-
Вивьен Эдуард Иосифович. Кадриль из балета «Папоротник» / составил для фортепиано Э. Вивьен. Москва : В. Готье, 1868. Титульный лист
-
Дюбюк Александр Иванович. 130 русских народных песен, собранных и положенных для фортепиано А. И. Дюбюком. Москва : А. Б. Гутхейль, 1865. Титульный лист
-
Слева: Пригожий Яков Фёдорович. Стрельна: кадриль на мотивы новейших цыганских романсов и песен: для фортепиано. Москва : Центральная музыкальная торговля ;
Санкт-Петербург :
М. Бернард, [1878]. Титульный лист с автографом автора
Справа: Легар Франц. Вальс из оперетты «Цыганская любовь»: для фортепиано. Москва : С. Я. Ямбор, [1910—1911]. Титульный лист
-
Ольга Христофоровна
Агренева-Славянская.
Фотогравюра Шерер, Набгольц и К° в Москве
Портрет из издания:
Агренева-Славянская
Ольга Христофоровна. Русские песни и песни южных и западных славян. Выпуск 2. № 1—26 / собранные Д. А. Славянским ; переложенные для одного голоса и хора О. Х. Славянскою. Москва : издание О. Х. Славянской, 1881 (В. Грейнер).
Открыть в электронной библиотеке РГБ
-
Агренева-Славянская Ольга Христофоровна. Взошла луна на небо: идиллия / слова и музыка О. Х.
Агреневой-Славянской.
Москва : В. Грейнер, 1883. Титульный лист.
Открыть в электронной библиотеке РГБ
-
Агренева-Славянская Ольга Христофоровна. Славянская полька: исполняемая хором в концертах : [для смешанного хора с сопровождением фортепиано] / аранжирована для фортепиано О. Х. Славянскою. Москва : В. Грейнер, 1883. Титульный лист с портретом мужа издательницы Дмитрия Александровича
Агренева-Славянского
-
Агренева-Славянская Ольга Христофоровна. Русские песни и песни южных и западных славян. Выпуск 1. № 1—15 / собранные Д. А. Славянским ; переложенные для одного голоса и хора О. Х. Славянскою. Москва : издание О. Х. Славянской, 1881 (литография В. Гроссе в Москве). Титульный лист.
Открыть в электронной библиотеке РГБ
Издательский и нототорговый репертуар московских печатен и магазинов данного периода достаточно широк и отражает вкусы публики, откликается на современные события. Пользуются большой популярностью разнообразные марши, гимны союзных государств. Привлекают отрывки из полюбившихся опер и оперетт в переложениях для разных голосов в сопровождении фортепиано или скрипки. Большой спрос вызывали ноты танцев — вальсов, полек, мазурок, подобная музыка часто звучала в салонах. Особой популярностью пользовались цыганские романсы, песенки Вертинского, детская музыка.
Ноты были рассчитаны на разный вкус и кошелёк. Витрины музыкальных магазинов были украшены выпусками нот с портретами царствующих особ, которым посвящались произведения. Также на нотах часто размещали портреты исполнителей: Александра Вертинского, Варвары Паниной, Юрия Морфесси и других.
Сац Илья Александрович. Сказка о золотом яичке: опера для детей: для пения с сопровождением фортепиано / рисунки В. Г. Москва : литография В. Гроссе ; склад издания В. Н. Некрасова, 1900. Обложка и первая страница
В настоящее время трудно назвать даже приблизительное количество московских издательств и магазинов XIX — начала ХХ века. Источниками получения информации об издателе или магазине служат сохранившиеся издательские каталоги; сами нотные издания, на страницах которых имеется информация об издательских планах и репертуарные списки; сохранившиеся в нотах адреса и штампы магазинов и издательств; посвящения тому или иному лицу или событию. Эти и другие специфические детали подчас дают единственную возможность определить дату выхода из печати того или иного издания, так как на нотах часто не ставились годы выпуска и тираж.
Много ценной информации можно почерпнуть во всевозможных книго- и нототорговых справочниках и альманахах. Например, «Музыкальный
календарь-альманах
на 1896» или «Музыкальный справочник за 1914—1915 гг.» знакомят с целом рядом издательств, нотопечатен, музыкальных и нотных магазинов, фабрик, владельцы которых одновременно могут быть и издателями, и заказчиками, и продавцами нотных изданий.
-
Слева: Каталог музыкального магазина В. И. Готье в Москве. [Москва], 1864. Обложка
Справа: Музыкальный
календарь-альманах
на 1896 год.
Санкт-Петербург :
редакция «Русской музыкальной газеты», 1896. Титульный лист
-
Климович Александра.
Кремль-марш:
для фортепиано: op. 2. Москва : издание автора,
1900-е.
Обложка с видом Кремля
-
Шпачек Вильгельм Иосифович.
Габриелла-гавот:
из комической оперы «Габриелль д’Эстре»: для фортепиано. Москва : А. Зейванг, 1900. Титульный лист
-
Сац Илья Александрович. Редл: (Анатэма): для фортепиано / Л. Н. Андреев ; музыка И. А. Саца ; художник ВЕ ; постановка Московского художественного театра. Москва : склад издания В. Н. Некрасова, 1909. Обложка
Надо отметить, что большинство представленных на выставке сочинений не переиздавались и стали библиографической редкостью. Московский период российского нотоиздательства ещё ждёт своего исследователя.
Куратор выставки — Екатерина Базаева, ведущий библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей.
Справка
Музыкально-издательское дело неразрывно связано с торговлей нотами. Увлечение музыкой в русском обществе в начале XIX века рождает потребность в печатных нотах, причём это не только сочинения иностранных композиторов, например признанных классиков Франца Йозефа Гайдна или Вольфганга Амадея Моцарта, но и произведения иностранцев, приезжавших в Россию служить в российских театрах или заниматься педагогикой: Иоганна Геслера, Джона Филда, Пьера Роде и др.
После вышедшего в России в 1801 году закона «Об отмене запрещения ввозить
из-за
границы книги и музыкальные ноты и о дозволении типографиям печатания книг», разрешавшего ввозить иностранные книги и ноты, а также открывать частные типографии, торговля нотами практически полностью оказалась в руках иностранцев. Одними из первых таких иностранцев были Жан Пейрон (его гравировальщиком был Карл Шильдбах) и Франц Вейсгербер — они открыли в Москве издательства
в 1806 году.
В это же время начинается становление русской национальной композиторской школы. Первые
музыканты-профессионалы
и талантливые любители музыки (аматёры), опираясь на народное творчество, создают сочинения, которые со временем становятся всё более популярными, — песни, романсы, несложные пьесы для гитары, которые исполнялись во время домашнего музицирования. Ноты этих произведений также требовалось печатать и распространять, при этом возникали различные варианты взаимоотношений композитора с издателем и продавцом.
В Москве существовали предприниматели, которые систематически печатали ноты. Музыкальными издателями часто становились владельцы нотных магазинов, которые в первую очередь занимались продажей музыкальных инструментов и нот, время от времени принимая ноты на комиссию.
Иногда композитор одновременно являлся и музыкальным издателем, но не занимался продажей лично, а действовал через комиссионера. Порой владелец музыкального магазина заключал соглашение с композитором на право издания его произведения с последующей продажей и передавал рукопись в намеченную типографию, где осуществлялась гравировка и печать. Нередки были случаи, когда ноты издавались и любителями музыки, и самими музыкантами, прибегавшими к услугам печатника или гравёра.
Выставки прошлых лет