Выставка отечественных плакатов и фотографий «На войне как на войне»
В Розовом зале Российской государственной библиотеки проходит выставка «На войне как на войне». В экспозиции представлены отечественные плакаты периода Великой Отечественной войны и фотографии военных корреспондентов из фондов РГБ.
Фотография и плакат шли по дорогам войны рука об руку. Военные фотокорреспонденты фиксировали бытование плакатов в обыденной жизни фронта и тыла, а плакатисты в ходе создания убедительных образов участников войны часто вдохновлялись и опирались на военные фотографии. Многие плакаты ставили человека в центр композиции, делая особый акцент на человечность в трагических и жестоких условиях войны. В военных плакатах отражалась правдивость и достоверность исторических событий, несмотря на использование приёмов художественного вымысла.
В годы войны плакат выступал не только в роли мотивировочного — агитационного — средства, но и активно использовался для информирования о необходимых и правильных действиях в условиях войны, успокаивал в качестве моральной поддержки в периоды отчаяния и страха. Примерами таких работ могут служить плакаты объединения «Боевой карандаш», Московского государственного художественного института, военных художников студии имени Б. В. Грекова.
В творческом объединении ленинградских художников «Боевой карандаш» приняли участие художники-графики Иван Степанович Астапов, Георгий Семёнович Верейский, Михаил Абрамович Гордон, Жозеф Вячеславович Ефимовский, Николай Михайлович Кочергин, Валентин Иванович Курдов, Николай Евгеньевич Муратов, Юрий Николаевич Петров, Николай Андреевич Тырса и другие. Графический лаконизм плакатов объединения сочетал в себе остроту и краткость поэтических текстов и художественных средств. Активно издававшиеся в период войны плакаты были правдивым рассказом о буднях фронта и тыла.
Огромной популярностью и любовью пользовался плакат Виктора Борисовича Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые опубликованный в газете «Правда» 5 августа 1942 года. Многократно переиздававшийся плакат воспроизводился также на обложках журналов, листовках, открытках, конвертах, его общий тираж достиг 14 миллионов экземпляров. О распространённости и значимости этого плаката свидетельствуют воспоминания современников, его воспроизведение в военных фотографиях и даже в плакате Николая Николаевича Жукова «Бей насмерть!».
Прототипом героя известного плаката Леонида Фёдоровича Голованова «Дойдём до Берлина!» является командир снайперской роты Василий Иванович Голосов
Фронтовая фотография сохранила для нас достоверный облик войны, запечатлев для потомков героический подвиг советского народа — боевой на фронтах и трудовой в тылу. Съёмки во время войны могли осуществлять только аккредитованные фотокорреспонденты. Их работа была не менее опасной, чем у рядового солдата, нередко они оказывались и на передовой. Неслучайно, что многие из них разделили трагическую участь павших героев войны. Особую ценность в этой фотолетописи составляют снимки, посвящённые, по словам историка фотографии Анри Вартанова, «прозе» войны.
Безусловно, в работах почти всех фотокорреспондентов были определённые общие сюжеты — репортажи о наиболее отличившихся героях, снимки разрушений и жертв. В силу целого ряда причин именно фронтовые будни оказались представлены скромнее, чем бы этого хотелось: строжайшие цензурные рамки, партийные директивы, определённый заказ и отбор присланного материала в редакции вносили ограничения в сюжетное многообразие снимков в печати военных лет. Часть отпечатков из наследия двух фотографов — Сергея Николаевича Струнникова и Владимира Петровича Гребнева — сохранились в фондах Российской государственной библиотеки.
Сергей Николаевич Струнников
Весь боевой путь от Москвы до Берлина прошёл Владимир Петрович Гребнев
В годы Великой Отечественной войны буквально всё работало на Победу — художественный образ с плаката и фотоснимок в газете наравне с боевыми орудиями стреляли по врагу и поднимали боевой дух. Спустя годы, визуальные документы Великой Отечественной войны стали бесценным историческим источником, который не позволяет забыть, что любая война несёт, прежде всего, горе и смерть, и цена Победы неизмеримо высока.