Музыкальное издательство «Zimmermann». К 170-летию со дня рождения Ю. Г. Циммермана
В отделе нотных изданий и звукозаписей открылась выставка, посвящённая 145-летию нотно-музыкального магазина и издательства в Санкт-Петербурге Ю. Г. Циммермана. На ней представлены классические произведения, народные песни, романсы и другие издания фирмы Циммермана.
Юлиус Генрих Циммерман (1851—1922) родился в семье немецких фортепианных мастеров. Его коммерческий талант проявился довольно рано, по окончании школы он работал продавцом колониальных товаров в городе Ростоке в Германии, продолжая коммерческое образование. Его быстрый карьерный рост позволил ему занять высокие должности: финансист, а затем налоговый консультант. Перебравшись из Берлина в Санкт-Петербург, он воплощает свой издательский проект, используя типографские мощности как в Лейпциге, так и в России. Надо отметить, что несколькими годами раньше Циммерман создал собственное производство музыкальных инструментов, пользующихся большим спросом.
Как дополнение к музыкальным инструментам предлагались самоучители, хрестоматии и другая учебно-педагогическая литература для самой разной аудитории. Такой комбинированный, универсальный проект был по тем временам новаторским, особенно для России. Постоянные посетители, интересующиеся нотными новинками и музыкальными инструментами, постепенно превращали магазин в культурный центр, где формировался музыкальный вкус городской публики.
В издательской фирме Циммермана печаталось множество популярных классических произведений в переложениях. Внимание привлекали названия, портреты кумиров и красочное оформление. Это был «ходовой товар», ориентированный на скромные возможности исполнителей. Недорогие ноты пользовались большой популярностью: их могли позволить себе купить широкие слои населения. Такова была финансовая политика издательства.
Фирма Циммермана была поставщиком двора его императорского величества. С одной стороны, это было престижно и ответственно, с другой — бренд императорского двора делал отличную рекламу издательству. Продукция фирмы (музыкальные инструменты и нотные издания) была представлена на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893 году. Циммерман гордился тем, что среди более чем 30 фирм из России на этом форуме он один демонстрировал товары нескольких групп. Это был международный успех!
Значительное место в издательской деятельности занимала учебная литература. Предполагается, что самая ранняя публикация «Самоучитель. Полная и усовершенствованная практическая школа для ручной гармоники по нотно-циферной системе, по которой каждому доступно без помощи учителя в 10 уроков выучиться правильно играть» вышла в свет в 1880 году.
Большая популярность гитары также привлекла внимание Циммермана: он готовит к изданию и выпускает «Школу-самоучитель для шестиструнной гитары» Иоганна Деккер-Шенка (1892). Циммерман неслучайно выбрал этого автора — он знал, что его имя гарантировало успех: знаменитый романс венского музыканта, виртуозного гитариста и композитора Деккер-Шенка на слова графа Владимира Александровича Соллогуба «Москва», изданный у Циммермана в 1895 году, сразу получил признание публики и зазвучал повсюду. Учебный материал Циммермана пользовался большим спросом, многие пособия переиздавались по нескольку раз (включая и советский период), являясь на протяжении многих лет основным авторитетным методическим пособием по специальности.
С некоторыми композиторами Циммерман тесно сотрудничал. В 1904 году он издаёт Кантату для сопрано, смешанного хора и большого оркестра Милия Алексеевича Балакирева в честь открытия в Петербурге памятника Михаилу Ивановичу Глинке. Обложка кантаты была оформлена Варварой Петровной Шнейдер, известной художницей, директором женской Школы народного искусства императрицы Александры Фёдоровны. Эту художницу рекомендовал Балакиреву сам Владимир Васильевич Стасов.
У Циммермана был также издан сборник «Ф. И. Шаляпин. Альбом русских народных песен и романсов, исполняемых и посвящённых великому артисту». Здесь и знаменитая «Дубинушка», и «Есть на Волге утёс». Обложка красочно оформлена орнаментом, волжским пейзажем и портретом самого Шаляпина.
Художественное оформление нот во многом зависело от значимости того или иного произведения, а также от исторического события, связанного с ним. Наиболее яркие примеры — это «На Нижегородской ярмарке» Бориса Фёдоровича Кейля, большое попурри из новейших и популярных мотивов, приуроченное к открытию XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки, и его же «Электрическая шнель-полька», посвящённая электрификации в Санкт-Петербурге. На обложке «Электрической шнель-польки» в свете фонаря изображён магазин Циммермана на Большой Морской. Не менее интересно оформлен «Новый франко-русский марш» Георга Трауготта по случаю официального визита президента Франции Феликса Фора в Россию в 1897 году. К сожалению, неизвестны имена художников.
В богатом ассортименте продукции Циммермана заметное место занимали издания патриотической тематики. Так, в связи с празднованием 100-летия Отечественной войны 1812 года Циммерман выпускает сочинения капельмейстера оркестра лейб-гвардии Егерского и Кавалергардского полков Ивана Ивановича Армсгеймера «Наполеон и Репнин при Аустерлице. Героический эпизод из истории подвигов Кавалергардского полка» (1912), «Двенадцатый год. Юбилейные сцены в ознаменование великих событий 1812 года с пением и световыми картинами» (1912). Также у Циммермана был издан «Марш русских соколов» для хора с фортепиано с музыкой Цезаря Антоновича Кюи специально к Первому всеславянскому слёту 1912 года. На последней странице размещена реклама изданий Гимнастического общества «Соколы» в Петрограде, где можно найти интересную информацию о разнообразной деятельности этого общества.
Циммерман проявлял интерес к сценической музыке. В его издательстве выходит в свет клавир раннего балета Бориса Владимировича Асафьева «Белая лилия». Композитор начинал работу над этим балетом в подмосковной Немчиновке летом 1910 года. Окружающая природа настолько впечатлила Асафьева, что в первой редакции сочинение называлось «Сказка о немчиновской подмосковной природе». Отдельные сцены одноактного балета представляют цветотональные зарисовки, в таком же стиле выполнена и обложка издания.
На выставке представлен сборник Цезаря Кюи «Музыкальные миниатюры, юморески, письма: для пения с сопровождением фортепиано». Жанр музыкальных писем был популярен у композиторов конца XIX века и раскрывал взаимоотношения композитора и его окружения. На приглашение певицы Александры Николаевны Молас Кюи отвечает: «И рад бы в рай, да грехи не пускают. Хворь! Приходится дома сидеть. Ц. Кюи». Отсылая долг Александру Сергеевичу Танееву, Кюи пишет музыкальное письмо: «При сём препровождаю двенадцать пятьдесят и здравия желаю! Ц. Кюи». Музыкальные письма — это не только страницы личной жизни композитора, но и эмоциональная атмосфера тех лет во всей её искренности, доброжелательности, с чувством юмора и глубокого уважения к персонам и удивительному таланту и креативности людей этой эпохи.
В самом конце XIX — начале ХХ века большим спросом пользуются досуговые жанры. Циммерман издаёт много романсов, песен, танцев. Появляются мегапопулярные исполнители со своим самобытным репертуаром. Сборники и альбомы с портретами звёзд отечественной эстрады, издававшиеся огромными тиражами, «разлетались» очень быстро. Появляются именные репертуарные сборники — «Вяльцева-альбом», «Плевицкая-альбом». Эти знаковые имена русского романса никого не оставляли равнодушным.
В это же время большим спросом начинает пользоваться развлекательная музыка с юмористическими и сатирическими оттенками. Не обошла эта тенденция и Циммермана. Он издаёт серию с оригинальным названием
Особым направлением в издательских проектах Циммермана были цыганские песни. У него издаются цыганские романсы Михаила Карловича Штейнберга (он же автор и текстов). Это имя сегодня мало кому известно, хотя его сочинения исполняли почти все вокалисты того времени и выходили десятки грампластинок с его песнями. Особой популярностью пользовался романс «Гайда, тройка! Снег пушистый», который входил в репертуар многих знаменитостей: он исполнялся в музыкальных салонах, звучал в ресторанах, на эстрадах. На текст этого романса (а он написан самим композитором) было несколько комических пародий, одна из них издана у Циммермана — «Гайда, тройка на резине» на слова Дмитрия Богемского, русского мелодекламатора, пародиста, издателя журнала «Граммофонный мир».
Многие романсы имеют посвящения, раскрывающие имена исполнителей, которые были знамениты в своё время и, к сожалению, забыты в наши дни. Одним из них, например, был Николай Северский (настоящая фамилия Прокофьев), поручик, певец, композитор, лётчик-любитель, чьё имя как исполнителя цыганских романсов вошло в моду с конца 90-х годов XIX века.
На обложках нотных сборников можно увидеть портреты композиторов, певцов, знаменитых людей того времени: выдающегося русского певца Леонида Собинова; Маргариты Шарпантье, коллекционера произведений искусств, французской хозяйки знаменитого салона, где собирались художники-импрессионисты. А на обложке издания «Вальс „Карлики“» напечатан фотопортрет семейства карликов.
Свою историческую и художественную задачу Циммерман достойно выполнил, подчеркнув все особенности уходящей эпохи.
Первая мировая война и немецкие погромы нанесли значительный урон фирме Циммермана. Его деятельность в России была прекращена и продолжена в Германии, с 1922 года фирму возглавили его сыновья Август (1877—1952) и Вильгельм (1891—1946).
В фонде Российской государственной библиотеки сохранилось более тысячи изданий фирмы Циммермана, раскрывающих одну из ярких страниц отечественной музыкальной культуры.
Познакомиться с нотами музыкального издательства «Zimmermann» можно в читальном зале отдела нотных изданий и звукозаписей, а посмотреть оцифрованные издания — в электронной библиотеке.
Куратор выставки — Людмила Лейченко, главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей.