Выставка «200 лет Московской духовной академии»
Место проведения:
Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, Дом Пашкова, читальный зал отдела рукописей РГБ
В читальном зале НИОР РГБ открылась выставка, посвященная 200-летию Московской духовной академии (МДА). Архивы МДА, наряду с документами из Троице-Сергиевой лавры, в которой она располагалась, составляют одни из самых замечательных документов библиотеки. Экспозиция предлагает небольшой экскурс в историю академии при помощи свидетельств ее повседневной жизни: отзывов на научные работы и классных журналов, фотографий и конспектов лекций. Кроме этих документов, на выставке есть и старинные рукописные книги. История архивов Московской духовной академии начинается с основанием Троице-Сергиева монастыря около 1335 года. Среди многочисленных рукописных собраний нашей страны одно из первых мест по своему историко-художественному значению занимают его рукописи. На протяжении многих веков Троице-Сергиев монастырь был средоточием культурных сил русского народа, активным идеологическим центром русской государственности. В библиотеке монастыря были собраны лучшие образцы рукописных и старопечатных книг. Начало библиотеке было положено преподобным Сергием Радонежским. Его преемник, игумен Никон, приложил много сил для укрепления и украшения монастыря. Летописи рассказывают о том, что он поощрял Епифания Премудрого в составлении жития Сергия Радонежского, а приписки писцов на рукописных книгах начала XV века свидетельствуют о стремлении Никона пополнить монастырскую библиотеку.
В XV, XVI и XVII веках в монастыре работали Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, Авраамий Палицын, Симон Азарьин, Арсений Суханов. В XVI—XVII веках библиотека монастыря почиталась авторитетнейшей, из нее брали книги для сверки текстов на Печатный двор. Библиотека беспрерывно пополнялась автографами писателей и переводчиков, списками, выполненными в стенах монастыря «замышлением» игуменов и соборных старцев, «повелением» частных заказчиков, а также рукописями, поступавшими из других монастырей: Чудовского, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоцкого, Киржацкого. Система богословских образовательных учреждений в России начала формироваться во второй половине XVI века, когда возникла необходимость создания учебных заведений, которые бы готовили широко образованных служителей церкви и государства. В XVII веке появляется несколько таких школ и училищ. Были открыты патриаршая школа в Чудовом монастыре, государственная школа для обучения подьячих Приказа тайных дел в Заиконоспасском монастыре, Типографская школа. В 1687 году в Заиконоспасском монастыре на основе Типографской и Богоявленской школ было открыто училище, явившееся наивысшим достижением в области просвещения России XVII века. Это училище затем было преобразовано в Славяно-греко-латинскую академию (СГЛА). С 1807 года в России начались работы по проведению реформы духовных школ. СГЛА была преобразована в Московскую духовную академию, открытие которой состоялось 1 октября 1814 года. В 1747 году архимандрит Арсений приказал выбрать из монастырской библиотеки «за куриоз причитаемые книги» и передать их в Троицкую духовную семинарию, открытую в лавре в 1742 году. После образования в 1814 году на территории лавры Московской духовной академии, просуществовавшей до 1918 года, книги эти перешли в библиотеку последней. На выставке в НИОР РГБ можно увидеть эскизы библиотечных шкафов и фотографии тех, кто занимался переноской книг.
Так единый исторически сложившийся библиотечный комплекс был разделен на две части — библиотеку Троице-Сергиевой лавры и библиотеку Московской духовной академии. Кроме того, небольшая часть особо почитаемых или ценных рукописей осталась в ризнице монастыря как отдельное собрание. После Октябрьской революции все книжное и рукописное имущество лавры и МДА было передано в ведение Государственного Румянцевского музея, но оставалось в стенах монастыря в качестве Сергиевского филиала Румянцевского музея до 1929—1930 годов. Затем эти рукописи были переданы в Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, где хранятся по настоящее время в составе фондов НИОР РГБ. С 2000 года началась совместная работа НИОР РГБ и Троице-Сергиевой лавры, по договору было оцифровано собрание Московской духовной академии , с которым сегодня можно ознакомиться на официальном сайте монастыря. «Интересно, что оцифровку начали с сочинений студентов академии», — рассказывает главный хранитель НИОР РГБ Ольга Леонидовна Соломина. Среди свидетельств студенческой жизни на выставке — собрание конспектов, напечатанное методом ректографии, отзыв Василия Ключевского на диссертацию Николая Тихомирова, рукописные записи, сделанные рукой отца Павла Флоренского, списки студентов, докладные записки, программы занятий и даже студенческое меню. Действительно, как среди учеников, так и преподавателей академии было немало выдающихся личностей.
Рукописи из библиотеки лавры и библиотеки академии составили в РГБ два отдельных собрания: собрание Троице-Сергиевой лавры (фонд № 304) и собрание Московской духовной академии (фонд № 173) . Рукописи из ризницы были присоединены к фонду № 304. Фонд № 172 (Архив МДА) включает документы: конференции МДА, совета МДА, библиотеки МДА, Церковно-археологического музея при МДА, Московского комитета для цензуры духовных книг. Художественная сторона основного комплекса рукописей — миниатюры, орнамент, гравюры, переплеты — отражает многогранную картину развития московского искусства ΧV—XVII веков. Кроме основного комплекса изобразительного материала собрания, являющегося выражением художественной жизни Москвы и собственно Троице-Сергиева монастыря, в библиотеке хранились рукописи раннего периода — XII—XIV веков, без которых немыслимо представить картину искусства периода феодальной раздробленности Руси, и материалы XVII века, связанные с творчеством других монастырей. Некоторые из этих рукописей, например «Книгу шестнадцати пророков с толкованиями» (1489), можно также увидеть на выставке. Для выставки в читальном зале НИОР РГБ были использованы материалы фондов Московской духовной академии: № 172 Московская духовная академия, № 173 Архив МДА, № 541 Архив Голубинского Е. Е., № 731 Архив Ключевского В. О.
|
|