Выставка «Мировые религии»
на кураторскую экскурсию 24 апреля в 19:00 — по предварительной регистрации
Центр восточной литературы приглашает на выставку, посвящённую мировым религиям и их влиянию на искусство России и стран Востока. В рамках выставки пройдут кураторские экскурсии и круглый стол.
О выставке
Мировые религии зародились на Востоке и, бесспорно, изменили ход мировой истории. Сегодня на каждом континенте, вне зависимости от этнического происхождения, есть мусульмане, христиане и буддисты.
Каждая из религий имеет различные богословские школы, философские догмы и обряды. Но объединяет их одно — каждая из них оставила огромный след в культуре большинства стран мира.
Выставка показывает, как зародился и распространился ислам в России, на какие языки была переведена Библия, какие сюжеты можно встретить в буддийских свитках «танка» и как выглядит современное российское христианское искусство.
СТРАНИЦЫ
На выставке можно познакомиться с оригиналами работ Марии Комысы, художницы и члена монументальной секции Московского Союза художников. Она проиллюстрировала уникальное издание — альбом «История в миниатюрах: путешествие по страницам ислама в России» (Москва, 2024), посвящённый
Главные сюжеты истории ислама в России раскрываются при помощи уникальной техники миниатюры, в искусстве которой можно проследить византийские корни и черты османской миниатюрной традиции.
Оригиналы миниатюр предоставлены отделом культуры Духовного управления мусульман России, по инициативе и при участии которого был издан этот альбом.
МЕТАФОРЫ
Вторая часть выставки представляет современных художников, в чьих работах можно увидеть символизм авраамических религий: христианства, ислама и иудаизма.
Авраамическая традиция оказала значительное влияние на развитие мировой культуры. Библейские сюжеты и образы использовали классики и мастера мировой литературы, искусства и кинематографа.
К христианским сюжетам обращаются и художники проекта «После иконы», который участвует в развитии современного христианского искусства в России. Отсылку к истории ислама и общим для авраамической традиции сюжетам можно проследить в работах Евгения Хайлова.
К образам ангелов и «самозванцев», а также библейским персонажам обращается художник и скульптор Тигран Сарапян.
ДИАЛОГИ
Центральное место в пространстве выставки занимают работы современного российского художника Максима Дёмина. На протяжении многих лет он занимался реставрацией станковой темперной и масляной живописи, собирая визуальный материал, основанный на классических христианских образах.
В качестве основы своего художественного языка Максим Дёмин использует диалог современного человека с Богом, передачу личного духовного опыта через современные техники в искусстве.
СВИТКИ
Визуальный язык буддийского искусства значительно отличается от традиций христианства или ислама. На выставке представлены образцы буддийских свитков «танка», которые выполнил художник Николай Дудко.
Цель искусства танка — познать основные положения буддийских учений. Создание одного свитка — это долгая и кропотливая работа, в которой особое место занимает следование канону и внимание к каждой детали.
Николай Дудко изучал искусство танка в Бурятии, Монголии, Непале, Индии, обучался у Ген Сангье Йеше — личного художника Далай Ламы.
ПИСАНИЯ
Мировые религии немыслимы без священных текстов. Библия, Коран, каноны и сутры не только передали важнейшие духовные знания, но и дали импульс развитию книгопечатания и тиражированию текста.
На выставке экспонируются переводы Библии на разные языки мира. Так, например, представлены «Псалмы Давида» — издание 1744 года с параллельным текстом на арабском и коптском языках. Центральное место занимает Новый Завет на турецком языке. Это редкое издание было напечатано в Оксфорде в 1666 году. Посетители увидят переводы Библии на грузинский, армянский, малайский, бугийский языки, в том числе и экземпляры на мёртвых языках — ассирийском, сирийском, геэз и санскрите.
О взаимосвязи христианства и ислама посетителям расскажет книга «Подарок умного», изданная в Стамбуле в 1874 году. Она была написана бывшим монахом, который принял ислам и служил в Тунисе переводчиком. Экспонируются переводы Корана и богословских трактатов на малайский, персидский, турецкий, бенгальский, тайский языки. О буддизме расскажут каноны на китайском, тибетском, монгольском языках. Особый интерес представляет буддийский канон «Трипитака» — свод раннебуддийских священных текстов на языке пали. Издание 1893 года украшено дарственной надписью короля Таиланда.
Кураторы — Даниил Огнев и Валерия Пашковская.
Кураторские экскурсии
В рамках выставки 9 и 24 апреля состоялись кураторские экскурсии художника Максима Дёмина и руководителей проекта «После иконы». Художникам — участникам выставки были вручены грамоты.
Художники рассказали о развитии современного христианского искусства, об изобразительных приёмах и сюжетах, которые можно встретить в представленных на выставке работах.
Ведущие первой кураторской экскурсии — художник Максим Дёмин, кураторы проекта «После иконы» Светлана Чепрова и Мария Кафарова, художница
Круглый стол
В рамках работы выставки 17 и 18 апреля состоится
Ведущие специалисты в области христианского искусства, художники и кураторы проекта «После иконы» рассмотрят широкий круг вопросов, связанных с развитием канона и образности, вызовами, с которыми сталкивается современное христианское искусство.
Первое заседание 17 апреля 18:00
- Вступительное слово
О. Андрей Юревич, член Союза архитекторов России, руководитель архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, почётный профессор Московского архитектурного института
- Иконопись и христианское искусство как культурное наследие и пути их современного развития на примере работ авторов
XX—XXI веков Ольга Павлова, художник, искусствовед, член Московского союза художников и Творческого союза художников России - Медиаборчество: богословие иконы как медиафилософия
Сергей Кругликов, кандидат философских наук, преподаватель Русской христианской гуманитарной академии имени Ф. М. Достоевского, лектор, автор канала «Таким образом»
- Традиции и новации в современном христианском искусстве: некоторые наблюдения и размышления
Марина Заиграйкина, историк искусства, кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов, лектор и переводчик
- «В каноне, но не копия» как основной принцип для развития актуального христианского искусства
Светлана Чепрова, художник, член Московского союза художников, куратор проекта «После иконы»
- «Та самая сгоревшая церковь»: опыт лютеранской общины Анненкирхе в объединении христианской проповеди и выставок современного искусства
Мария Логинова, независимый исследователь
Второе заседание 18 апреля 18:00
- Вступительное слово
Максим Дёмин, художник, реставратор
- Генезис и особенности светского христоцентричного искусства XXI века
София Рубцова, искусствовед, преподаватель Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина
- Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР
30—50-х годов Дмитрий Хворостов, художник, куратор - «После иконы» Особенности существования образа в руинированной и музейной среде
Ника Клёцки, художник, куратор проекта
- Канон: путь или цель?
Алексей Трунин, протодиакон, иконописец, член Союза художников России
- Традиция в современной «иконной» культуре: специфика и основные характеристики
Танзила Чабиева, кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела Кавказа Института этнологии и антропологии имени
Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук - Возможности христианских интерпретаций искусства
XX—XXI веков (взгляд католических и протестантских теологов)Виктор Барашков, кандидат философских наук. доцент Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, член Ассоциации искусствоведов
Благодарность партнёрам выставки
- Духовному управлению мусульман России и лично сотруднику департамента культуры Регине Хисамутдиновой;
- Фонду Ибн Сины;
- проекту «После иконы»;
- художникам Максиму Дёмину, Тиграну Сарапяну, Евгению Хайлову и Николаю Дудко.