Эпоха в миниатюре
В Румянцевском зале Дома Пашкова прошла выставка «Эпоха в миниатюре. Античное наследие в рукописной книге Ренессанса» в рамках Фестиваля культуры Возрождения «Эпоха в миниатюре», организованного Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в сотрудничестве с Амброзианской библиотекой и Российской государственной библиотекой.
В культуре итальянского Ренессанса книга занимает важное место. Философ и историк Лоренцо Валла называет «изобилие книг» одним из пяти обязательных условий для научных занятий. Книга ценилась собирателями библиотек не только как источник знаний, но и как произведение искусства: рукописи украшались миниатюрами и орнаментами.
Среди представленных на выставке иллюминированных рукописей из фондов РГБ — сборники трудов по истории Древнего Рима Гая Саллюстия Криспа «Заговор Катилины» и «Война с Югуртой», «Сатиры» римских поэтов Юния Ювенала и Персия Флакка, поэма Джованни Боккаччо «Ворон, или Лабиринт Любви». Рукописные книги выполнены на пергамене и бумаге, украшены в традициях итальянского Возрождения — красочными декоративными инициалами, орнаментальными рамками, гирляндами цветов, изображениями рогов изобилия, фигурками сатиров и путти, гербами заказчиков.
Кроме редчайших манускриптов XV—XVI веков из фондов отдела рукописей РГБ, на сенсорной панели в Румянцевском зале демонстрируются фрагменты цифровых копий рукописных книг из фондов Амброзианской библиотеки, связанных с именами Данте, Петрарки, Боккаччо и других известных представителей эпохи Возрождения в Италии. Среди них — «Амброзианский Вергилий», жемчужина библиотеки. Историческая реликвия принадлежала Петрарке. Миниатюру для неё создал друг поэта, художник Симоне Мартини. Мультимедийный экран позволяет посетителям выставки познакомиться с этими шедеврами.
Открывая выставку, заместитель генерального директора РГБ Наталья Самойленко подчеркнула важную особенность экспозиции: здесь встречаются и дополняют друг друга подлинный дух Ренессанса и современные технологии. Наталья Юрьевна обратила внимание собравшихся, что три из четырёх рукописных книг, выбранных для показа, из коллекции графа Николая Петровича Румянцева — и выставка проходит в зале, названном в его честь. Доктор Амброзианской библиотеки и Академии монсеньор Франческо Браски рассказал об истории создания этой старейшей публичной библиотеки Италии. Библиотека Амброзиана, основанная кардиналом Федерико Борромео 7 сентября 1607 года и открытая 8 декабря 1609 года, была задумана основателем как центр науки и культуры, при которой процветали бы и другие институты, такие как Коллегия докторов Библиотеки, Пинакотека, Академия художеств и другие.
Кардинал Борромео собрал для библиотеки, названной в честь святого Амвросия, покровителя Милана, множество греческих и латинских рукописей, а также рукописей на других языках. В Пинакотеку вошла коллекция картин, рисунков, гравюр и скульптур. Здесь хранятся 12 текстов, написанных рукой Леонардо да Винчи, 12 000 работ европейских живописцев XIV—XIX столетий, издание гомеровской «Илиады» V века, маргиналии Петрарки, стихи Вергилия и другие сокровища.
О сотрудничестве миланской библиотеки и Православного Свято-Тихоновского университета говорил проректор ПСТГУ по научной работе протоиерей Константин Польсков. В рамках международного проекта «Амвросиана» планируется перевод трудов святителя Амвросия Медиоланского на современный русский язык и издание полного собрания сочинений с параллельными текстами на русском и на латыни. В рамках Фестиваля культуры Возрождения «Эпоха в миниатюре» в ПСТГУ пройдут лекции, научная конференция и концерты.