Митрофан Беляев — меценат, издатель
В отделе нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки работала выставка «Митрофан Беляев — меценат, издатель», посвящённая 135-летию основания нотопечатной фирмы Митрофана Беляева в Лейпциге.
Имя Митрофана Петровича Беляева (1836—1903) хорошо известно в русской культуре. Меценат и издатель Митрофан Петрович отдал все свои творческие силы, энергию, время, финансы на развитие русской музыки.
Родившись в семье известного петербургского лесопромышленника, Митрофан Беляев с девяти лет обучается игре на скрипке, затем фортепиано. Будучи подростком, часто участвует в квартетных ансамблях, учится играть «с листа», выступает на ученических концертах в училище. Музыкой интересовался всегда и, бывая потом за границей, нередко покупал себе граммофонные пластинки. С юных лет одновременно с учёбой он изучает семейное дело и с успехом впоследствии ведёт предпринимательскую деятельность, начиная купеческую карьеру.
В марте 1882 года произошло событие, после которого увлечение музыкой становится для Беляева главным делом: на концерте Бесплатной музыкальной школы в зале Петербургского дворянского собрания он услышал Первую симфонию Александра Константиновича Глазунова (ор. 5, 1881), исполненную оркестром под управлением Милия Алексеевича Балакирева. Сочинение юного — семнадцатилетнего! — композитора произвело на Митрофана Петровича сильное впечатление и вызвало огромное желание познакомиться с положением дел в области отечественной музыкальной культуры.
К своему огорчению он понял, что мода на лёгкие песенки, вальсики и подобные пьески итальянских и французских композиторов, звучавшие повсеместно и печатавшиеся большими тиражами, отодвигала на второй план заложенное Михаилом Ивановичем Глинкой направление: сочетать в музыке верность народным традициям с глубиной содержания. Даже после объединения в кружок, вошедший в историю под названием «Могучая кучка», передовые молодые композиторы, отстаивавшие эстетические идеалы автора знаменитой «Камаринской», во многом были одиноки.
Митрофан Беляев начал активно действовать, всецело служа интересам русской музыкальной культуры. Его целью стало распространение и поддержка высокохудожественных произведений исключительно русских композиторов.
В 1884 году постепенно налаживается организация «Русских квартетных концертов», в 1885-м — «Русских симфонических концертов». В тематические программы русских концертов включались сочинения главным образом петербургских — Михаила Ивановича Глинки, Александра Сергеевича Даргомыжского — композиторов «Могучей кучки» и московских композиторов — Петра Ильича Чайковского, Сергея Ивановича Танеева, Александра Николаевича Скрябина, Сергея Васильевича Рахманинова.
С именем Беляева связаны знаменитые «Пятницы», объединившие вокруг Митрофана Петровича композиторов Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Константиновича Глазунова, Анатолия Константиновича Лядова, братьев Феликса Михайловича и Сигизмунда Михайловича Блуменфельдов, дирижёра Георгия Оттоновича Дютша. На «Пятницах» бывали Пётр Ильич Чайковский, Александр Порфирьевич Бородин, Цезарь Антонович Кюи и многие другие.
Бессменным спонсором всех начинаний в течение многих лет оставался Митрофан Беляев.
В 1884 году Беляев учредил специальную премию в память Михаила Ивановича Глинки, произведения которого очень любил. Ежегодно 27 ноября, в день первых представлений опер «Иван Сусанин» (27.11.1836) и «Руслан и Людмила» (27.11.1842) «Глинкинская премия» присуждалась русским композиторам за лучшие произведения. За всё время существования премии — с 1884 по 1903 годы — были отмечены свыше двухсот произведений более десяти русских композиторов на сумму 60 000 рублей. По желанию Митрофана Беляева премия выдавалась Владимиром Васильевичем Стасовым от «неизвестного», хотя имя его очень скоро стало известным.
Начинания Беляева сыграли огромную роль в развитии отечественной музыкальной культуры, благодаря чему творческая судьба многих русских композиторов смогла состояться.
Издательская деятельность Беляева была направлена на популяризацию русской музыки, на поддержку молодых талантливых русских композиторов, на сохранение традиций русской композиторской школы.
Понимая, что русская музыка должна пересечь границы, Беляев в 1885 году основывает в Лейпциге нотоиздательскую фирму «M. P. Belaieff, Leipzig». Выбор Германии был неслучайным: там давно уже существовал закон о защите авторских прав. Сложилась следующая схема: в Петербурге, где была создана авторитетная Комиссия, в которую входили Римский-Корсаков, Глазунов и Лядов, отбирались наиболее интересные произведения, рукописи готовились к публикации; в Лейпциге в нотопечатне Карла Готлиба Редера (Рёдера) ноты печатались; распространение шло в России через фирму Петра Ивановича Юргенсона, в Западной Европе — через фирму Кистера.
За годы существования фирмы было выпущено более 850 сочинений русских композиторов, среди которых оперы, симфонии и другие симфонические произведения, сочинения для струнного оркестра, камерная вокальная и инструментальная музыка.
Отметим, что по желанию и распоряжению Митрофана Беляева в целях наибольшего и скорейшего распространения и популяризации русской вокальной музыки в мире наряду с русскими текстами приводились переводы на французский и немецкий языки.
В издательский каталог Беляева вошли произведения более 50 авторов, среди которых Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Константинович Глазунов, Александр Николаевич Скрябин, Сергей Иванович Танеев, Александр Порфирьевич Бородин, Язепс Витол (Витолс), Пётр Ильич Чайковский, на чьи инструментальные произведения не распространялись права Петра Ивановича Юргенсона, и многие другие.
В представленных на выставке изданиях акцент сделан на сочинениях Александра Константиновича Глазунова, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Порфирьевича Бородина, Анатолия Константиновича Лядова, Николая Васильевича Арцыбушева, Александра Александровича Копылова, Сергея Михайловича Ляпунова, Феликса Михайловича Блуменфельда и некоторых других, демонстрирующих в исторической последовательности рост и насыщенность издательского репертуара Беляева.
Ноты издавались самым большим из энциклопедических форматов и были совсем недёшевы. С наибольшей яркостью проявилась главная примечательность фирмы Беляева — высокохудожественное оформление обложек и титульных листов в русском стиле. С Беляевым сотрудничали художники — Виктор Михайлович Васнецов, братья Александр и Константин Антиповы, Фёдор Иванович Рерберг и другие, создавшие настоящие художественные образцы, отразившие лучшие черты русского изобразительного искусства в сочетании со стилем эпохи и замыслом композитора.
К 50-й годовщине смерти Михаила Ивановича Глинки фирма Беляева выпускает Полное собрание сочинений композитора (1902—1903). На титульном листе каждого издания — медальон с портретом композитора в окружении лавровых ветвей.
В беляевском издательстве вышли в полном комплекте семь великолепно изданных опер Римского-Корсакова: «Майская ночь», «Млада», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказание о невидимом граде Китеже» и многие другие сочинения композитора.
После неожиданной смерти Бородина в 1887 году его друзья Римский-Корсаков и Глазунов разобрали все бумаги композитора и приготовили многие рукописи к печати. Митрофан Петрович Беляев решил издать все материалы композитора.
Владимир Васильевич Стасов в работе «Александр Порфирьевич Бородин» ( Избранные сочинения. Т. 3. Москва : Искусство, 1952. — С. 364 ) отмечает: «... Вся эта громадная масса сочинений Бородина напечатана в великолепном и необыкновенно изящном виде».
Особенно выделяется издание клавира оперы «Князь Игорь», поражающее своей роскошью, яркостью красок. Оформление обложки было выполнено Александром Антиповым. Здесь же представлен известный портрет Бородина с музыкальной цитатой из знаменитого хора «Всем князьям нашим слава!».
Любопытны издания, вышедшие из-под коллективного пера Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова, Александра Бородина и Александра Глазунова — «B-la-f» (латинские буквы обозначают музыкальные звуки — си-бемоль-ля-фа, которые стали мелодической основой пьесы) и «Именины» на русские темы тех же композиторов, но без участия Бородина. Обе пьесы, написанные для квартета, посвящены Митрофану Беляеву.
В Российскую государственную библиотеку ноты фирмы Беляева поступали из разных источников. В основном они входили в коллекции известных музыкальных деятелей, дирижёров, композиторов, исполнителей. На многих страницах имеются автографы Бориса Владимировича Асафьева, Николая Яковлевича Мясковского, Александра Константиновича Глазунова, Цезаря Антоновича Кюи, Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Выставка организована в рамках Четвёртой Всероссийской научно-практической конференции «Юргенсоновские чтения» , главной целью которой является изучение нотоиздательского дела в России.
Издательство Митрофана Беляева, занимающее одно из почётных и значимых мест в истории русской музыкальной культуры, ещё ждёт своего исследователя. Выставка нот из фонда нотно-музыкального отдела РГБ будет интересна историкам книжного дела, музыковедам, библиографам, издателям и любителям всего прекрасного.
Автор проекта и текста — заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Алла Алексеевна Семенюк. Экспозиция подготовлена ведущим библиотекарем отдела Екатериной Борисовной Базаевой.