Короленко – благородная душа
В Румянцевском читальном зале Дома Пашкова проходит выставка, посвящённая писателю, журналисту, общественному деятелю, правозащитнику Владимиру Галактионовичу Короленко (1853–1921).
О Владимире Галактионовиче Короленко писатель Дмитрий Быков говорит так: «У русской литературы всегда были проблемы с образцовым героем — тем „положительно прекрасным человеком“, которого пытались изобразить в разное время то Достоевский, то Толстой, то Чехов.... Между тем в нашей словесности есть действительно хороший и притом абсолютно здоровый человек. Образец душевного равновесия, трезвости, ясности, борец без ореола святости, крупный писатель без маний и фобий». Выставка, проходящая в Румянцевском читальном зале, отдаёт дань памяти и уважения этому «действительно хорошему» человеку.
Широкая публика знает писателя Короленко по произведениям «Слепой музыкант», «Без языка», «В дурном обществе», вошедшим в школьную программу в сокращённом виде и с названием «Дети подземелья». А вот правозащитника Короленко знают уже гораздо меньше. В день открытия выставки её куратор, Ирина Тауновна Пяттоева, провела первую экскурсию. И перед её участниками развернулась картина жизни настоящего подвижника, человека, ненавидящего любую разновидность ксенофобии и бросающегося на борьбу с ней.
Большой интерес у слушателей вызвало участие Владимира Галактионовича Короленко в деле мултанских вотяков. Это судебный процесс, проходивший в конце XIX века над десятью удмуртами (в те времена их называли «вотяками») из села Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии. Их обвиняли в ритуальном убийстве — человеческом жертвоприношении языческим богам. Вотяков обвинили в том, что они убили нищего Конона Матюнина, которого «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы в тайном месте и, может быть, для принятия этой крови внутрь».
Суд, состоявшийся в декабре 1894 года в Малмыже, оправдал троих, признав виновными в ритуальном убийстве и осудив на каторгу 7 человек. Второе судебное заседание оставило приговор в силе. Но адвокаты осуждённых и общественные защитники, среди которых был Владимир Короленко, не остановились. Благодаря им дело получило большой общественный резонанс, и на третьем судебном слушании вотяки были оправданы. Позже были найдены истинные виновники, которые инсценировали ритуальное убийство, чтобы отобрать у вотяков принадлежащую им землю.
Вот как пишет об этом Александра Бруштейн в книге «Дорога уходит в даль»: «...течение суда неровное, тревожное. То кажется, что всё повёртывается для подсудимых хорошо, то внезапно наступает резкое ухудшение. За подсудимых самоотверженно борются В. Г. Короленко и один из знаменитых адвокатов России, петербургский присяжный поверенный Н. П. Карабчевский. (Короленко уговорил, увлек Карабчевского заняться делом вотяков, — и все знают, что Карабчевский не берет никакого вознаграждения за эту защиту.) Короленко, Карабчевский, группа местных адвокатов дерутся за жизнь вотяков, за честь всего их народа — там, в зале суда. Но все честные люди во всей России в течение восьми дней живут этим делом, волнуются, тревожатся, надеются, спорят, строят догадки и предположения. Всё это создаёт такое напряжение, словно миллионы проводов соединяют семерых вотяков на скамье подсудимых в городе Мамадыше со всей остальной Россией. И каждая самая маленькая подробность судебного дела гудит по этим проводам, как по туго-туго натянутым струнам...
Вечером папа возвращается домой с необыкновенно таинственным лицом:
— Я тебе сейчас покажу такое! До потолка подпрыгнешь... — И он достает из кармана бережно завернутую в бумагу фотографию. — Смотри — Короленко!
На фотографии кудрявая голова и густо заросшее бородой лицо. Из этих обильных волос смотрят глаза, необыкновенно добрые, чистые, умные. А в этих глазах — та правда, которую не затопчешь, не утопишь, не сгноишь в тюрьме. Правда, которая не согнётся, не заржавеет, не сломается...»
В 1891 году в Нижегородской губернии Короленко спасает от смерти сотни голодающих. В ответ на отмену царём избрания Максима Горького в Академию наук, Владимир Галактионович Короленко публично отказывается от звания почётного академика. В начале XX века он поднимает голос против еврейских погромов, в защиту крестьян Полтавской губернии, против смертных казней после Первой русской революции 1905–1907 годов. В 1913 году участвует на стороне защиты в деле Бейлиса, кровавом навете, одном из самых громких судебных процессов в дореволюционной России.
В схватки с голодом, неправедным судом, продажной прессой, погромщиками, карателями Владимир Галактионович Короленко бросался вооружённый ярким и стремительным словом публициста — газетчика, журналиста. Итогом каждого правозащитного дела становились блестящие статьи и книги — «В голодный год», «Война, Отечество и человечество», «Бытовое явление» и другие. Они становились известны всей читающей России и за пределами страны.
После крушения монархии Короленко пишет о трагедии офицеров царской армии, о судьбе полицейских, отправляемых на фронт, выступает против упрощённых представлений большевиков о кулаке, о буржуа, против бессудных расстрелов, практически ежедневно ходатайствует о несправедливо арестованных ЧК. Пользуясь своим авторитетом, Владимир Короленко старается вытащить из тюрьмы, взять на поруки как можно больше людей. Документальное подтверждение тому мы видим на витринах выставки.
В 1918 году Владимир Галактионович Короленко писал: «Как ни темно впереди, есть всё-таки несомненное, незыблемое, чему стоит и надо служить без вопроса о скором успехе. Эти незыблемые маяки — истина, право и справедливость». Характер и темперамент этого человека заставляли его бороться с насилием и ложью, выступать на защиту тех, кого все необоснованно считали виновными, будить в окружающих чувство человеческого достоинства.
На выставке в Румянцевском читальном зале представлены рукописные материалы из архива Владимира Галактионовича Короленко и других архивов отдела рукописей: публицистические произведения, письма, фотографии, биографические документы, рисунки. Эти уникальные документы будут интересны и специалистам, и всем, кто интересуется литературой, историей России конца XIX — начала XX века.
Кураторы выставки — главный хранитель отдела рукописей Дмитрий Александрович Чудинов и главный библиотекарь отдела рукописей Ирина Тауновна Пяттоева.