Выставка «Кириллица в современном плакате»
В 2022 году Российской государственной библиотеке исполняется 160 лет. К этому юбилею Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» дарит библиотеке 70 работ из своей коллекции. Увидеть их можно с 11 февраля в Розовом зале на выставке «Кириллица в современном плакате».
18 и 25 февраля состоялись встречи с куратором выставки — президентом биеннале «Золотая пчела» Сергеем Серовым. 25 февраля состоялась церемония передачи плакатов в дар.
Плакат — своего рода модель всей дизайнерской профессии, зеркало визуальной культуры, которая стремительно меняется в последнее время. Язык графического дизайна становится сегодня все более сложным, многозначным, живописным. Как показывает выставка, трансформации захватывают и шрифтовую, типографическую основу дизайнерского языка.
Поздравляю библиотеку, одного из крупнейших хранителей плаката в мире, с 160-летием со дня основания. Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» в этом году также празднует юбилей — ей исполняется 30 лет. Это как раз тот период, который считается современностью, еще окончательно не ставшей историей. На выставке «Кириллица в современном плакате» мы представляем 70 плакатов разных лет, принадлежащих современной дизайнерской истории России.
Сергей Серов, президент биеннале «Золотая пчела»
Шрифт — основа графического дизайна, который начинается с освоения точных, лаконичных форм. Буквы, складываясь в слова и строки, попадая в пространство книг и журналов, плакатов и современных медиа, становятся типографикой, посредством которой выражает себя текст, мастерство дизайнера и визуальная культура.
В пространстве современного плаката шрифт и изображение способны играть разные роли. Текст может аккомпанировать изображению, уточнять и раскрывать его смысл. Может выступать с ним на равных. Может сам становиться изображением, картинкой. Работы на выставке демонстрируют широчайший диапазон возможностей типографической выразительности, которой пользуются современные дизайнеры, работающие с кириллицей.
«За прошедшие 30 лет художественный язык плаката претерпел значительные изменения, многие из которых вызваны влиянием графического дизайна, который практически вытеснил традиционную художественную школу. Плакатист как участник художественного процесса ушёл, и подготовка художников этого направления в основном исчезла из программ обучения специализированных вузов. В этих условиях дизайнеры стали определять стиль и особенный подход к визуальным качествам этого вида графики, им принадлежит заслуга поддержки и возвращения интереса к плакату широкой аудитории. Дизайнерский плакат перерос рамки практического и утилитарного назначения, многие из представленных на выставке плакатов стали узнаваемыми символами времени и настоящими высказываниями, полными иронии и философских подтекстов», — говорит Любовь Родионова, заведующая отделом изоизданий РГБ.
Дар «Золотой пчелы» — крупнейшее пополнение плакатного фонда РГБ за последнее время. В коллекции представлены работы как самых маститых, самых звездных дизайнеров-графиков страны — Валерия Акопова, Евгения Добровинского, Юрия Гулитова, Игоря Гуровича, Андрея Логвина, Тагира Сафаева, Владимира Чайки, — так и молодых талантов, таких как Мария Афончикова, Мила Дмитриева, Денис Маслов, Арсений Миргород, Мария Озонова.
«Возможность представить эту коллекцию и кураторские экскурсии Сергея Ивановича по выставке — без сомнения, одно из знаковых событий для библиотеки в этом году, — отмечает начальник отдела организации социокультурных мероприятий РГБ Ксения Филатова. — Сергей Иванович не просто лучший рассказчик о плакате, это человек, который воспитал не одно поколение самых выдающихся современных графических дизайнеров».