12 марта зал РГБ в Еврейском музее работает до 15:00.

Спросите библиотекаря

Выставка «Иван Семёнович Козловский»

Репортаж об открытии выставки

Отдел нотных изданий и звукозаписей приглашает на выставку, посвященную 125-летию со дня рождения Ивана Семёновича Козловского (1900–1993), одного из самых ярких и выдающихся певцов ХХ века. Его творчество представляет целую эпоху в отечественном оперном искусстве. Он является продолжателем и хранителем лучших исполнительских традиций, идущих от Леонида Собинова, Антонины Неждановой, Фёдора Шаляпина.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Творческий путь Ивана Семёновича Козловского начался в далеком 1922 году в Полтаве, где он служил в Красной армии и руководил музыкальной самодеятельностью. Поворотным моментом в артистической судьбе молодого музыканта стал случай. В 1922 году в Полтаву приехал известный бас Платон Цесевич. Тенор в театре, который должен был исполнять партию Фауста, не удовлетворял требованиям столичного гастролера, и тогда вспомнили о красноармейце Козловском и предложили ему спеть. Восторженные отзывы слушателей не заставили себя ждать — все хвалили красноармейца. Прогноз Платона Ивановича Цесевича «вас ожидает блестящее будущее» полностью реализовался (Поляновский Г. Иван Семёнович Козловский : [Очерк жизни и творчества]. Москва ; Ленинград : Искусство, 1945. С. 16).

С этого памятного дня имя Козловского становилось всё более известным. Успех первого выступления определил его будущую карьеру как оперного артиста. В 1924 году Харьковский театр оперы и балета пригласил Ивана Козловского на сезон. В 1925 году артист уже выступает в Свердловском театре оперы и балета. В 1926 году Козловского приглашают в Московский государственный академический Большой театр, где он создаёт свои лучшие сценические образы — Ленский в «Евгении Онегине», царь Берендей в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Юродивый в «Борисе Годунове» Мусоргского, Лоэнгрин, Фауст, Ромео, Вертер, Альфред в «Травиате», Рудольф в «Богеме» и многие другие. Козловский обладал уникальным голосом, характерным для лирического тенора, и необычным тембром.

Одна из витрин выставки посвящена опере Петра Чайковского «Евгений Онегин», поставленной на сцене Большого театра в 1927 году. Образ Ленского, созданный Козловским на основе собиновских традиций, но обладающий своей индивидуальностью, пронизан поэзией, простотой и искренностью. Ленский Козловского воспринимает мир, природу, любовь, обиду и горечь разочарования с наивной горячностью человека, который идеализирует жизнь, тем трагичнее переживает измену друга и легкомыслие возлюбленной. Доверие к людям у такого Ленского безгранично. Глубоко чувствуя музыку Петра Чайковского, Козловский подчеркивает её необыкновенную поэтичность и красоту. Особенно тепло и душевно исполняет Иван Семёнович ариозо «В вашем доме...», представленное на выставке. Здесь же можно увидеть сохранившуюся в фонде отдела программу к постановке оперы с участием Ивана Козловского от 9 февраля 1945 года.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

К несомненным творческим удачам артиста следует отнести созданный им образ Юродивого в опере «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Артист чутко подметил историческую правду своего героя, без которой скромная и небольшая роль могла бы остаться незамеченной. Эпизодическое появление Козловского в этой роли подняло спектакль на большую художественную высоту, подтвердив высказывание о том, что маленьких ролей не бывает. Юродивый Козловского — это воплощение народной совести. Смелость, с которой герой безгневно и открыто бросает слова обвинения царю Борису, — это важная характеристика образа. Для партии Юродивого Козловский находит особую тембровую окраску своего голоса. На выставке представлены пластинки с записью оперы солистами, хором и оркестром Большого театра.

Образ, созданный Козловским, с бесподобной силой ставшей в его исполнении по-пушкински великим выражением „судьбы народной“, голосом народа, криком его страданий, судом его совести.

Арии, романсы и песни из репертуара И. С. Козловского : для тенора в сопровождении фортепиано / предисл. П. Пичугина. Москва : Музыка, 1966. С. 6.

Образ Лоэнгрина в опере Вагнера — один из лучших и одновременно самых сложных, созданных артистом в западноевропейском оперном репертуаре. Творческая смелость Козловского и режиссёра-постановщика Владимира Лосского заключалась в том, что партия героя, обычно исполняемая драматическими тенорами, была поручена лирическому тенору. Этот риск блестяще оправдался. Иван Козловский привносит в возвышенно-романтический, но несколько холодный, мир Грааля человеческую, земную теплоту и с огромной художественной убедительностью раскрывает душевную трагедию сказочного мечтателя, не встретившего в людях той веры, с которой он сам к ним пришёл.

Во время Великой Отечественной войны Иван Семёнович выступал перед бойцами в составе концертных бригад и с концертами в госпиталях. Основная труппа ГАБТА была эвакуирована в Куйбышев. «Война ворвалась в нашу жизнь внезапно. Перед нами, артистами Большого театра, встал главный вопрос: как помочь фронту»? (Козловский И. С. Музыка — радость и боль моя : статьи, интервью, воспоминания / сост. И. Сафронова, Н. Слезина. Москва : Композитор, 1992. С. 258.)

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Интересен факт, что Иван Семёнович — первый в стране исполнитель вокального цикла английского композитора Бенджамина Бриттена «Серенада» для тенора, валторны и струнных (ор. 31), написанного на тексты английских поэтов XV–XIX веков на тему ночи. Обращение Козловского к Бриттену было неслучайным: певец хотел тем самым выразить уважение к творчеству выдающегося представителя искусства современного Запада. Впервые «Серенада» была исполнена в 1959 году, и тогда же записана грампластинка, которая демонстрируется на выставке.

В экспозиции представлены нотные сборники арий и романсов из репертуара Козловского. Им было создано более пятидесяти вокально-драматических образов, в каждом из них он сумел найти и передать черты подлинной человечности, любви и близости к природе, к людям. Искусство перевоплощения было освоено Иваном Семёновичем в полной мере. Его концертный репертуар огромен. Он включает сотни романсов и песен зарубежных и отечественных композиторов — Людвига Бетховена, Жюля Массне, Роберта Шумана, Франца Шуберта, Вольфганга Моцарта, Михаила Глинки, Александра Бородина, Александра Даргомыжского, Петра Чайковского и других.

Особого внимания заслуживает романс «Я встретил вас...» на слова Фёдора Тютчева. Это произведение, наполненное глубокой эмоциональностью, отражает тонкое восприятие любви и утраты. Оно стало знаковым в репертуаре артиста, поскольку Иван Семёнович Козловский стал его первым советским исполнителем.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться