Выставка к 200-летию нотного издателя Александра Гутхейля
6 ноября в отделе нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки открылась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Александра Богдановича Гутхейля (1818—1882), знаменитого нотного издателя XIX века.
В 2017 году отдел нотных изданий и звукозаписей начал работу над проектом «Нотоиздательское дело в России второй половины XIX — начала ХХ века». Проект связан с учреждением Всероссийской научно-практической конференции «Юргенсоновские чтения». Тематика конференции была выбрана не случайно. Главная задача национальной библиотеки заключается не только в том, чтобы сохранить для поколений издания, поступающие в ее фонды, но и изучить историю главных издательских домов и их репертуар. В большой степени это касается отечественного нотоиздательского дела, где имеются лакуны в изучении.
Вторая половина XIX и начало XX века стали настоящим «бумом» на издания музыкальных произведений: музыка была не просто частью хорошего воспитания и образования — эпоха буквально дышала ею. В это время возникает целый ряд издательств, в исторической последовательности отразивших историю развития музыкальной культуры. В РГБ хранятся ценные нотные издания ведущих российских издательств этого времени — Фёдора Стелловского, Матвея Бернарда, Александра Гутхейля, Петра Юргенсона, Митрофана Беляева, Юлия Циммермана, Василия Бесселя и других. Ноты знакомят с сочинениями всемирно известных сегодня композиторов, а также с широким кругом имен композиторов и исполнителей необыкновенно популярных тогда и почти незнакомых или забытых в наши дни.
Русская нотоиздательская фирма «А. Гутхейль» играла важную роль в художественной жизни России конца XIX — начала XX века и была одной из самых известных и представительных. Об этом свидетельствует пожалованное издателю звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества и комиссионера Императорских театров», имеющее статус российского государственного бренда. Такое звание давало право использовать на своих изданиях герб России и исполнять заказы Двора. Фирма имела и другие знаки отличия: Большую золотую медаль политехнической выставки в Москве 1872 года, Медаль и Почетный диплом всемирной выставки в Чикаго.
Александр Богданович Гутхейль, 200 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, прибыл со своим семейством из Германии в Москву, где и основал издательскую фирму. Издательство специализировалось в первую очередь на выпуске оперных клавиров западноевропейских композиторов. Кроме того, Гутхейль, изучая спросы и вкусы покупателей, большими тиражами печатал популярные песни, романсы, арии из опер, танцевальную музыку, что приносило немалый доход издательству.
Ноты были настолько хороши по внешнему оформлению, что привлекали не только покупателей, но и русских композиторов. Очень скоро у Гутхейля стали издаваться Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Сергей Рахманинов, Александр Гречанинов и другие композиторы. Издательство также в течение двух лет выпускало ежемесячный «Музыкальный журнал» и книги по музыке. Со дня основания было выпущено в свет более 12 тысяч названий.
В начале Первой мировой войны, когда накалились антинемецкие настроения, черносотенцы разгромили в Москве ряд магазинов и контор, владельцами которых были немцы и австрийцы. В 1915 году пострадало и издательство Гутхейля. Сын Александра Гутхейля, Карл Александрович, к которому перешло издательство, будучи немцем по происхождению и австрийским подданным, понимал весь трагизм своего положения. Он вынужден был срочно продать издательство и магазин Сергею Александровичу Кусевицкому, знаменитому музыканту и дирижеру, организовавшему в 1909 году новое «Российское музыкальное издательство», и навсегда покинуть Россию.
Экспозиция выставки знакомит с огромным пластом нотной продукции издательства, разнообразной по жанровому составу. Внешнее оформление нот демонстрирует эстетические и художественные вкусы того времени, стиль и моду эпохи: на титульных листах и обложках большинства изданий Гутхейля можно увидеть портреты композиторов и исполнителей, известных людей того времени, сюжетные картинки, изысканные виньетки и рамочки, обрамляющие текст. Великолепные переплёты, чёткая печать и графика нотных знаков, хорошая бумага дополняли образ «фирменных» нот. Издательство Гутхейля — яркая страница в музыкальной жизни предреволюционной России.
Выставка приурочена к Всероссийской научно-практической конференции «Вторые Юргенсоновские чтения» , которая состоится в Российской государственной библиотеке 28—29 ноября 2018 года. Автор проекта — Алла Семенюк, заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей, куратор выставки — Людмила Лейченко, главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей.