Выставка к 195-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского «Созидается общество началами нравственными»
В отделе рукописей Российской государственной библиотеки 14 ноября 2016 года открылась выставка к 195-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Среди уникальных рукописей личного архива классика русской и мировой литературы вы увидите реликвию — Евангелие, сопровождавшее писателя до последних часов его жизни, и сможете по-новому взглянуть на произведения Достоевского и на героев его книг через призму евангельских текстов .
Выставка, открывшаяся в Румянцевском зале Дома Пашкова, интересна будет всем — и школьникам, и взрослым, и исследователям, и просто любителям литературы, и знатокам истории. Возможность понять — ну, или хотя бы постараться понять — великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, его жизненный и творческий путь, характеры героев его книг — это подарок сотрудников отдела рукописей всем поклонникам русской классической литературы. Выставка посвящена 195-летию со дня рождения великого писателя. Выступая на торжественном её открытии, заведующий отделом рукописей Виктор Фёдорович Молчанов рассказал собравшимся, что в Российской государственной библиотеке собран обширный фонд черновиков, рукописей и автографов Фёдора Михайловича Достоевского. И это — настоящее счастье для исследователей и почитателей творчества писателя. «Когда берёшь эти автографы, возникает особый трепет: их держал в руках сам Достоевский!» — поделился Виктор Фёдорович. Об этом говорил и читатель РГБ с почти полувековым стажем — Владимир Николаевич Захаров, исследователь русской классической литературы, президент Международного общества Ф. М. Достоевского: «Рукописи Фёдора Михайловича производят сильное и тревожное впечатление... Задача наша — явить миру подлинного Достоевского, в том виде, в котором он предстаёт в своих рукописях». Задача перед куратором выставки Анной Евгеньевной Родионовой, заведующей сектором хранения и учёта фондов отдела рукописей, стояла непростая: очень трудно было из обширного собрания фонда Достоевского выбрать малую часть, чтобы получилась цельная и последовательная история, уместившаяся в нескольких витринах. Но с помощью главного архивиста Любови Александровны Шевцовой и других сотрудников отдела рукописей Анне Евгеньевне удалось эту задачу решить.
Жемчужиной, центром выставки «Созидается общество началами нравственными» стала книга, которая была стержнем духовной жизни великого писателя — Евангелие. Попало оно к Фёдору Достоевскому в чёрный час его жизни: осуждённый на смертную казнь, помилованный в последнюю минуту, приговорённый к четырём годам каторги и бессрочной службе рядовым в армии, он с этапом был отправлен в Сибирь. В Тобольской пересыльной тюрьме, по дороге в омский острог, и произошла его встреча с судьбоносной Книгой. Евангелие подарили Достоевскому жёны декабристов — Наталья Дмитриевна Фонвизина, Прасковья Егоровна и Ольга Ивановна Анненковы (мать и дочь), Жозефина Адамовна Муравьёва. В «Дневнике писателя» в 1873 году Достоевский вспоминал: «Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь... Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием — единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой в каторге. Я читал её иногда и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного». До самых последних часов жизни это Евангелие было рядом с Фёдором Михайловичем. По нему он определял судьбу своих литературных героев и сверял собственную жизнь. Анна Григорьевна Достоевская пишет про мужа: «Он часто, задумавшись или сомневаясь в чём-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на первой странице». В нём писатель хранил самые драгоценные реликвии — закладку, вышитую дочерью Любой, письма и рисунки детей, наброски с сюжетами будущих произведений, собираемую втайне во время ссылки «Сибирскую тетрадь» с пословицами и поговорками каторжан, заметки. И самую главную ценность — засушенную веточку туи с могилы старшей дочери Сонечки, умершей в трёхмесячном возрасте.
Евангелие — до сих пор предмет глубокого и вдумчивого изучения. Отметки ногтем, карандашные штрихи, оттиски хранившихся там когда-то предметов, очевидно важных для Достоевского, становятся объектом исследования. В 2010 году Российская государственная библиотека и издательство «Русскiй Мiръ» при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда выпустили факсимильное издание Евангелия, принадлежавшего Фёдору Михайловичу. Это большой и серьёзный научный труд. Издание состоит из двух томов. В первом публикуется факсимиле и постраничное описание помет, которые делал писатель: загибы и закладки страниц, подчеркивания карандашом, чернилами, ногтем. Второй том — «Исследования. Материалы к комментарию». В процессе изучения Евангелия, благодаря разработанной в отделе рукописей РГБ методике оптико-электронной текстологии, удалось открыть более 1400 малоразличимых помет, которые просто не были видны невооружённым глазом. И на этом работа над реликвией не закончилась. Заведующий отделом рукописей рассказал, что Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» готовит к публикации новое факсимильное издание Евангелия в полном объёме — ведь наука не стоит на месте, и новые методы исследования позволяют обнаружить то, что раньше найти не позволяла несовершенная технология. И, как говорит Виктор Фёдорович Молчанов, интерес к этому изданию значительный. Впрочем, каждый экспонат на выставке в Румянцевском зале вызывает глубоки интерес. Документы «дела петрашевцев», по которому был осуждён Фёдор Достоевский, герб рода Достоевских, письма его родителей, переписка с братьями соседствуют с реликвиями из Евангелия в первой витрине. Затем гости выставки могут познакомиться с автографами и черновыми набросками к «великому пятикнижию» — пяти главным романам Достоевского: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Куратор выставки Анна Евгеньевна Родионова, показывая записные тетради Достоевского, называет их настоящими произведениями искусства. В самом деле, блестящие рисунки и наброски делают их интересными для каждого посетителя выставки.
Обязательно обратите внимание на одно из первых изданий романа «Униженные и оскорблённые» с поправками и добавлениями автора. Здесь же — рисунки Владимира Рейнеке, одного из первых иллюстраторов текстов Достоевского. Вы сможете понять, каким он был человеком, по семейной переписке — с женой Анной Григорьевной и братом Михаилом Михайловичем. А позицию Достоевского-гражданина оцените по письмам к публицисту и педагогу Николаю Петровичу Петерсону, редактору газеты «Московские ведомости» Михаилу Никифоровичу Каткову, поэту Николаю Алексеевичу Некрасову, оппонентам и единомышленникам. В архиве Фёдора Михайловича Достоевского, хранящемся в Российской государственной библиотеке, к сожалению, очень мало фотографий. Но на выставке вы сможете увидеть редкий снимок — портрет Любови Фёдоровны Достоевской, датированный 1916 годом. Заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко назвала сегодняшнюю экспозицию «Созидается общество началами нравственными» шагом к большой выставке, посвящённой уже 200-летию со дня рождения Достоевского. Ожидаем её через пять лет, в возрождённом выставочном пространстве — Ивановском зале, где возможностей для показа раритетов из фонда великого писателя, хранящихся в Российской государственной библиотеке, будет гораздо больше.
Приходите в Румянцевский зал Дома Пашкова, чтобы прикоснуться к творчеству великого соотечественника и понять, каким человеком был и как создавал свои произведения, ставшие шедеврами мировой литературы, Фёдор Михайлович Достоевский.
|
|