Выставка оригиналов диссертаций «Эволюция дизайна в контексте исторического развития»
Кроме традиционных видов индустриального и графического дизайна со временем дизайном стало называться даже то, что ранее всегда считалось искусством или ремеслом. Сейчас существует такие понятия, как дизайн архитектурной среды, выставочных экспозиций, одежды и аксессуаров, арт-дизайн. Развитие техники привело к возникновению компьютерного дизайна. Можно говорить о тотальном дизайне, который проявляется в градостроительных, архитектурных и средовых проектах, в разработках отдельных объектов. Эволюция дизайна имеет волнообразный характер. Становление происходит в 1920—30-е годы и сменяется периодом спада в 1940—50-е годы. Новый расцвет приходится на период 1960-х годов и до начала 1970-х не теряет своей актуальности. Исторические изменения конца 1980-х и в 1990-е годы вызвали новый интерес в нашем обществе к дизайну. В условиях современности он приобретает тенденцию к глобализации. Характерной чертой начала XX века стало отрицание прошлого. Порывая с прошлым, дизайн активно начал формировать настоящее и будущее, предлагая временные решения, которые будут существовать до тех пор, пока их не сметут новые, свежие идеи.
Дизайн тесно связан с историческим развитием общества, с его приоритетами, взглядами, потребностями, и следовательно, ему также присуще постоянное развитие. Но независимо от форм, методов, направлений, главной отличительной особенностью дизайна является творчество, создание новых ценностей. Диссертационные работы 79 авторов, представленные на выставке «Эволюция дизайна в контексте исторического развития», дают нам это почувствовать в полном объеме. Открывает выставку кандидатская диссертация Ирины Александровны Чернийчук «Тотальный дизайн. Исследования возникновения и развития» (Москва, 2010) . Работа представлена двумя томами и посвящена истокам возникновения и развитию дизайна — как стремлению создать индивидуальную, гармоничную, высококомфортную среду обитания человека.
Здесь можно почитать и диссертационные исследования 1950-х годов, посвященные архитектуре мебели: кандидатскую работу О. А. Свешникова «Применение экономичных материалов и способов художественной отделки в архитектуре мебели для жилья» (Киев, 1953) и кандидатскую диссертацию Бориса Васильевича Нешумова «Развитие токарных форм в мебели и архитектурном декоре: художественные формы, техника и технология» (Москва, 1954) . Каждая диссертация имеет том приложений: иллюстрации, схемы, образцы декора. Организаторы выставки старались раскрыть фонд уникальных диссертационных исследований, посвященных одному из самых распространенных понятий — дизайну, которое сегодня переживает новое рождение. Дизайн стал неразрывной частью пространства, окружающего нас. Если после предложенной экспозиции у вас появилось желание изменять, создавать, творить и вы почувствовали себя немножко дизайнерами, то цель организаторов выставки достигнута.
|
|