Условия комфорта в читальных залах РГБ. Подробнее


Магазин в третьем подъезде работает по летнему графику. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

Выставка «День славянской письменности. Хранители славянской книжности Л. П. Жуковская, В. Я. Дерягин, архимандрит Иннокентий (Просвирнин)»

Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Дом Паш­ко­ва, чи­таль­ный зал НИО ру­ко­пи­сей
с 16 по 31 мая 2014 года

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Дом Паш­ко­ва, чи­таль­ный зал НИО ру­ко­пи­сей
Вре­мя про­ве­де­ния: 16—31 мая 2014 года

В чи­таль­ном за­ле на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ про­хо­дит вы­став­ка ко Дню сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­ту­ры, ко­то­рый еже­год­но от­ме­ча­ет­ся 24 мая. В этом го­ду в от­де­ле ру­ко­пи­сей ре­ши­ли вспом­нить трех на­ших вы­да­ю­щих­ся со­вре­мен­ни­ков, име­на ко­то­рых свя­за­ны с биб­лио­те­кой, и ко­то­рые по сте­че­нию об­сто­я­тельств ушли из жиз­ни в один 1994 год, ров­но два­дцать лет на­зад. Это Ли­дия Пет­ров­на Жу­ков­ская, Вик­тор Яко­вле­вич Де­ря­гин и ар­хи­манд­рит Ин­но­кен­тий (Про­свир­нин). Все они по­свя­ти­ли жизнь изу­че­нию па­мят­ни­ков сла­вян­ской пись­мен­но­сти и ста­нов­ле­нию Дней па­мя­ти Ки­рил­ла и Ме­фо­дия в том ви­де, как они празд­ну­ют­ся се­го­дня. Вы­став­ка со­став­ле­на на ос­но­ве до­ку­мен­тов из их лич­ных ар­хив­ных фон­дов.

Рос­сий­ский ис­то­рик древ­не­рус­ско­го язы­ка, па­лео­граф, док­тор фи­ло­ло­ги­че­ских на­ук Ли­дия Пет­ров­на Жу­ков­ская (1920—1994) до сво­е­го ухо­да из жиз­ни про­ра­бо­та­ла в НИО ру­ко­пи­сей РГБ все­го три го­да. Ра­бо­тать ря­дом с та­кой вы­да­ю­щей­ся лич­но­стью боль­шая честь для лю­бо­го. На мо­мент при­хо­да в РГБ Ли­дия Пет­ров­на бы­ла уче­ным с ми­ро­вым име­нем, спи­сок ее ра­бот пре­вы­шал 200 на­име­но­ва­ний. На вы­став­ке мож­но уви­деть ру­ко­пись ее ав­то­био­гра­фии 1971 года: «Чи­таю и пе­ре­во­жу: бол­гар­ский, поль­ский, чеш­ский, сер­бо­хо­рват­ский, фран­цуз­ский, не­мец­кий, укра­ин­ский, бе­ло­рус­ский».

Ли­дия Пет­ров­на ра­бо­та­ла над «Ат­ла­сом рус­ских на­род­ных го­во­ров», за­щи­ти­ла кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию «Из ис­то­рии язы­ка се­ве­ро-во­сточ­ной Ру­си в се­ре­ди­не XIV ве­ка» , а за­тем — док­тор­скую дис­сер­та­цию «Древ­не­рус­ские пер­га­мен­ные ру­ко­пи­си как линг­ви­сти­че­ский ис­точ­ник: Ар­хео­гра­фи­че­ское, тек­сто­ло­ги­че­ское и линг­ви­сти­че­ское ис­сле­до­ва­ние» . Бы­ла од­ним из пи­о­не­ров изу­че­ния бе­ре­стя­ных гра­мот , ко­то­рые по­яви­лись в на­уч­ном обо­ро­те в 1951 году.

Изу­ча­ла рус­ские ру­ко­пис­ные Еван­ге­лия-апра­ко­сы, под­го­то­ви­ла из­да­ния Мсти­сла­во­ва и Ар­хан­гель­ско­го Еван­ге­лий. На­уч­ное из­да­ние Ар­хан­гель­ско­го Еван­ге­лия 1092 года , под­го­тов­лен­ное Ли­ди­ей Пет­ров­ной, бы­ло вы­пу­ще­но в свет со­труд­ни­ка­ми РГБ в 1997 году. Под ее ру­ко­вод­ством еще в 1984 го­ду был из­дан «Свод­ный ка­та­лог сла­вя­но-рус­ских ру­ко­пис­ных книг, хра­ня­щих­ся в СССР: ХІ—ХIII ве­ков» .

Участ­во­ва­ла в со­зда­нии ка­фед­ры ис­то­рии рус­ско­го язы­ка и диа­лек­то­ло­гии По­мор­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та име­ни М. В. Ло­мо­но­со­ва в Ар­хан­гель­ске, в 1990-е го­ды чи­та­ла в нем лек­ции по па­лео­гра­фии, ве­ла спец­кур­сы по древ­не­рус­ской пись­мен­но­сти. Под ее ру­ко­вод­ством бы­ло за­щи­ще­но 11 кан­ди­дат­ских дис­сер­та­ций.

Вик­тор Яко­вле­вич Де­ря­гин (1937—1994) воз­гла­вил НИО ру­ко­пи­сей РГБ в 1988 году. До это­го он был од­ним из со­ста­ви­те­лей пол­но­го со­бра­ния ли­те­ра­тур­ных со­чи­не­ний Вла­ди­ми­ра Да­ля, ко­то­рое не пе­ре­из­да­ва­лось с 1887 го­да, за­ни­мал­ся спе­ци­фи­кой ве­де­ния де­ло­про­из­вод­ства в Древ­ней Ру­си. Стенд, по­свя­щен­ный Ва­ле­рию Яко­вле­ви­чу, на­чи­на­ет­ся с фо­то­гра­фий 1990 года в ре­мон­ти­ру­е­мом До­ме Паш­ко­ва: за­ве­ду­ю­щий НИО ру­ко­пи­сей сто­ит в цен­тре по­лу­раз­ру­шен­но­го Ру­мян­цев­ско­го за­ла.

У Вик­то­ра Яко­вле­ви­ча очень ин­те­рес­ная био­гра­фия: по­сле окон­ча­ния МГУ его рас­пре­де­ли­ли в Сред­нюю Азию, а он меч­тал за­ни­мать­ся ар­хан­гель­ски­ми го­во­ра­ми и по­это­му от­пра­вил­ся на рус­ский се­вер, где про­во­дил экс­пе­ди­ции, пуб­ли­ко­вал­ся, ра­бо­тал в мест­ной га­зе­те. Вер­нув­шись в Моск­ву, про­дол­жил ак­тив­ную на­уч­ную и об­ще­ствен­ную ра­бо­ту, на­при­мер ре­гу­ляр­но вел на ра­дио пе­ре­да­чу о рус­ском язы­ке, где не про­сто го­во­рил о пра­ви­лах, но ста­рал­ся рас­ши­рять кру­го­зор слу­ша­те­лей рас­ска­за­ми о рус­ской ис­то­рии.

На вы­став­ке мож­но уви­деть как кни­ги Вик­то­ра Яко­вле­ви­ча с его ав­то­гра­фа­ми (на­при­мер, ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции для сту­ден­тов «Кар­го­поль­ские че­ло­бит­ные XVII в.», 1985), так и не­сколь­ко ру­ко­пи­сей ста­тей и мо­но­гра­фий.

Ар­хи­манд­рит Ин­но­кен­тий (Про­свир­нин) (1940—1994) ра­бо­тал в РГБ как чи­та­тель, од­на­ко был хо­ро­шо зна­ком с его со­труд­ни­ка­ми. В част­но­сти, глав­ный хра­ни­тель НИО ру­ко­пи­сей Оль­га Лео­ни­дов­на Со­ло­ми­на по­мо­га­ла ар­хи­манд­ри­ту в его ра­бо­те, а по­том опи­сы­ва­ла его ар­хив, ко­то­рый по­сту­пил сю­да в 1996 году.

Впер­вые в но­вей­шей ис­то­рии в го­су­дар­ствен­ном ар­хи­во­хра­ни­ли­ще был со­здан лич­ный ар­хив­ный фонд свя­щен­но­слу­жи­те­ля. «Хо­тя сам отец Ин­но­кен­тий бо­лее все­го ощу­щал се­бя свя­щен­но­слу­жи­те­лем и был од­ним из са­мых по­чи­та­е­мых в Москве ду­хов­ных пас­ты­рей, его в на­шей стра­не и за ру­бе­жом при­зна­ва­ли как вы­да­ю­ще­го­ся зна­то­ка, ис­сле­до­ва­те­ля и пуб­ли­ка­то­ра па­мят­ни­ков пись­мен­но­сти, ис­то­ри­ка куль­ту­ры и ис­то­рио­гра­фа оте­че­ствен­ной ар­хео­гра­фии», — пи­сал об ар­хи­манд­ри­те со­труд­ни­чав­ший с ним Си­гурд От­то­вич Шмидт.

Глу­бо­ко ве­ру­ю­щий че­ло­век, он, од­на­ко, не укло­нял­ся от обыч­ных усло­вий жиз­ни граж­да­ни­на со­вет­ско­го го­су­дар­ства: учил­ся в шко­ле-де­ся­ти­лет­ке, слу­жил в ар­мии и не сра­зу по окон­ча­нии Мос­ков­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии при­нял мо­на­ше­ский сан. Ве­ро­ят­но, все это по­мо­га­ло ему об­ре­сти опыт раз­но­сто­рон­не­го зна­ния жиз­ни и овла­де­ния со­вре­мен­ной ду­хов­ной и ма­те­ри­аль­ной куль­ту­рой, а за­тем и но­вей­шей тех­но­ло­ги­ей,— он был пер­во­класс­ным фо­то­гра­фом, од­ним из пер­вых сре­ди оте­че­ствен­ных ис­то­ри­ков осво­ил прак­ти­ку на­уч­ной ра­бо­ты с по­мо­щью мик­ро­фиш и стал их убеж­ден­ным про­па­ган­ди­стом.

Так, он мно­го ра­бо­тал в чи­таль­ном за­ле НИО ру­ко­пи­сей РГБ, где фо­то­гра­фи­ро­вал ру­ко­пи­си для сво­ей де­ся­ти­том­ной эн­цик­ло­пе­дии Биб­лии . Ра­бо­та над этим уни­каль­ным из­да­ни­ем, бо­га­то ил­лю­стри­ро­ван­ным книж­ны­ми ми­ни­а­тю­ра­ми, взя­ты­ми из Биб­лей­ских книг рус­ской ру­ко­пис­ной тра­ди­ции с Х по XX век, про­дол­жа­лась двадцать лет. При жиз­ни от­ца Ин­но­кен­тия свет уви­де­ли толь­ко два то­ма — 7-й и 8-й, вклю­ча­ю­щие в се­бя все кни­ги Но­во­го За­ве­та.

И это да­ле­ко не пол­ный пе­ре­чень тру­дов свя­щен­но­слу­жи­те­ля, ко­то­ро­му уда­лось сде­лать очень мно­гое. Эн­цик­ло­пе­ди­че­ски об­ра­зо­ван­ный уче­ный мо­нах, цер­ков­ный и об­ще­ствен­ный де­я­тель, биб­лио­граф, ар­хео­граф, ис­то­рик — на фо­то­гра­фи­ях в Ру­мян­цев­ском за­ле он пред­ста­ет во всех сво­их ипо­ста­сях. На ны­неш­нем Дне сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­ту­ры об ар­хи­манд­ри­те Ин­но­кен­тии, как и о Ли­дии Жу­ков­ской и Вик­то­ре Де­ря­ги­не, бу­дут вспо­ми­нать с не­из­мен­ной бла­го­дар­но­стью.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться