Условия комфорта в читальных залах РГБ. Подробнее


Магазин в третьем подъезде работает по летнему графику. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

Как не горели рукописи...

Фоторепортаж с выставки в квартире Булгакова на Большой Пироговской

В мае 2016 года отдел организации выставочных работ РГБ провёл выставку «Как не горели рукописи...», приуроченную к 125-летию со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова (1891—1940).


Заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко выступает на открытии выставки «Как не горели рукописи...». Российская государственная библиотека, голубой выставочный зал. 17.05.2016
Фото: Мария Колосова / РГБ

«Так поражает молния, так поражает финский нож»

Любовь к произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова у каждого из нас своя. Каждый по-своему открывает роман «Мастер и Маргарита» и «Дьяволиаду», «Собачье сердце» и «Белую гвардию», повесть «Роковые яйца» и пьесу «Дни Турбиных».

Этой любовью, почти осязаемой, пронизана выставка «Как не горели рукописи...», приуроченная к 125-летию со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова, открывшаяся 17 мая в Голубом выставочном зале Российской государственной библиотеки. И это не только любовь и уважение организаторов выставки — сотрудников РГБ, где хранится полный архив Михаила Афанасьевича, это любовь, протянувшаяся через годы — в письмах читателей, которые открыли для себя книги Булгакова.

Автор идеи выставки и её куратор Анастасия Перевезенцева, заведующая сектором отдела выставочной работы РГБ, говорит об этом так: «Наша выставка ценна тем, что показывает реакцию простых людей на произведения Михаила Афанасьевича, их отзывы, их чувства». И действительно, читать восторженные строчки («Чудо! Невероятно! Спасибо, спасибо, спасибо!») от великой актрисы Фаины Георгиевны Раневской и Юрия Короткова, от шестнадцатилетнего юноши и капитана дальнего плавания, очень радостно. И очень больно. Потому что все эти письма запоздали более чем на четверть века и адресованы не самому Мастеру, а его вдове Елене Сергеевне Булгаковой. Впервые «Мастер и Маргарита» был опубликован в двух номерах журнала «Москва» в конце 1966 и начале 1967 года. А Михаил Булгаков умер 10 марта 1940 года, закончив роман, но не увидев его публикации. И осознавать это тяжело.


На открытии выставки «Как не горели рукописи...» в голубом выставочном зале РГБ. 17.05.2016
Фото: Мария Колосова / РГБ

От двадцатых годов до наших дней

Переходя от витрины к витрине, рассматривая рукописи, архивные материалы, официальные публикации, самиздат, тамиздат, восторженные письма читателей и разгромные статьи и фельетоны, издевающиеся над «булгаковщиной», вы сможете понять, как и чем жил Михаил Афанасьевич, почувствовать атмосферу, в которой он работал, попробовать проследить за ходом мысли и процессом создания любимых произведений. Но приготовьтесь к тому, что ощущение чистой радости от возможности приобщиться к жизни любимого писателя будет горчить.

Вот на первой витрине копия заявления Булгакова на имя заместителя председателя коллегии ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление) товарища Ягоды:

«Так как мне по ходу моих литературных работ необходимо перечитать мои дневники, взятые у меня при обыске в мае 1926 года, я обратился с ходатайством к Алексею Максимовичу Горькому с просьбой ходатайствовать перед ОГПУ о возвращении моих рукописей, содержащих крайне ценное лично для меня отражение моего настроения в прошедшие годы (1921—1925). Но вопрос о возвращении почему-то затянулся. Я прошу... вернуть мне мои дневники...».

Просьбу удовлетворили только в 1929 году, но с тех пор, как тетради были изъяты, Михаил Афанасьевич дневников не вёл. По словам Елены Сергеевны, его жены, «Миша... дал себе слово никогда не вести дневника. Для него ужасна и непостижима мысль, что писательский дневник может быть отобран».


Слева: Литературный журнал «Москва», 1967, № 1 (1966, № 11 — первая часть). Первая публикация романа «Мастер и Маргарита» в сокращённом виде была осуществлена в 1966—1967 годах (журнал «Москва», предисловие Константина Симонова, послесловие Абрама Вулиса).
Справа: Самиздат романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Байконур, 1983. Частное собрание.

Каждому произведению на экспозиции отведена отдельная полка или целая витрина. История жизни и творчества этого самого современного из великих писателей разворачивается перед нами.

Вот первые публикации молодого Булгакова: газетные, журнальные. Михаил Афанасьевич и его супруги (вторая, Любовь Евгеньевна Белозерская, и третья, Елена Сергеевна Булгакова) скрупулёзно собирали вырезки с публикациями и отзывами. Есть даже заметка из владивостокской газеты за 1925 год! Елена Сергеевна позже напишет, что уничтожающих откликов было множество, но «всего три положительных».

Вот роман «Белая гвардия». Если бывают книги «с трудной судьбой», то про «Белую гвардию» точно можно так сказать. В 1925 году в журнале «Россия» вышли первые 13 глав. И... журнал закрылся. Полностью роман был напечатан в Париже в 1927—1929 годах. К тому моменту по мотивам произведения Михаил Афанасьевич создал пьесу «Дни Турбиных». И в Риге в 1927 году выходит удивительное издание, позиционирующее себя как полное — в нём после 13 глав «Белой гвардии» идёт текст «Дней...».

На витрине — литературно-художественный сборник «Недра» за 1924 год. Первая публикация «Дьяволиады». На титульном листе между фамилиями Сергея Сергеева-Ценского и Елены Полонской мы видим фамилию Булгакова. То есть должны были бы видеть. Но она тщательно вытравлена, а листы с «Дьяволиадой» вырваны или вырезаны. Рядом — «Недра» за 1925 год. Здесь впервые печаталась повесть «Роковые яйца». Но картина та же: и с титульного листа, и из оглавления исчезли даже следы упоминания о Михаиле Афанасьевиче. И страниц с текстом в сборнике тоже не осталось. Здесь же «Роковые яйца», напечатанные в Риге в 1928 году, — официальное издание и самиздат.


Директор Музея Михаила Булгакова Пётр Владимирович Мансилья-Круз выступает на открытии выставки «Как не горели рукописи...». Российская государственная библиотека, голубой выставочный зал. 17.05.2016
Фото: Мария Колосова / РГБ

Кстати, за предоставление самиздата организаторы горячо благодарят Музей Михаила Афанасьевича Булгакова (Москва). А выступавший на торжественном открытии выставки директор музея Пётр Владимирович Мансилья-Круз так же горячо благодарил отдел рукописей Российской государственной библиотеки — за предоставление материалов для выставки «Рукописи не горят» , которой 14 мая 2016 года была открыта мемориальная квартира писателя на Большой Пироговской улице.

Здесь, в доме номер 35а, писатель прожил почти семь лет, с 1927 по 1934 год. Именно в этой квартире он «своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе», о чём написал в письме советскому правительству. Гости могут увидеть сохранившиеся страницы первой редакции «Мастера и Маргариты», а также дневник Елены Сергеевны, предоставленные научно-исследовательским отделом рукописей РГБ специально для выставки.

Большая часть экспозиции в Российской государственной библиотеке посвящена «Мастеру и Маргарите». При жизни Булгакова роман так и не увидел свет. Впервые он был опубликован в журнале «Москва» в ноябре 1966 и январе 1967 года. Это был сокращённый вариант (обратите внимание на листы с купюрами из романа в одной из витрин), но он произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Открытка, отправленная Елене Сергеевне Булгаковой: «Вчера в 14 ч. 25 мин. первые ларьки получили „Москву“ № 1. В 14 ч. 30 мин. журнал был распродан».

Позже в полном варианте роман выпускали за границей — в Америке, Германии, Франции. В СССР его привозили контрабандой, энтузиасты перепечатывали или переснимали страницы — и покорение сердец и умов читателей продолжалось. Один том самиздата, представленный на выставке, — квинтэссенция настоящей любви к творчеству Булгакова. Это «Мастер и Маргарита», перепечатанный на пишущей машинке военным с Байконура, Евгением Усачёвым, в 1983 году.

Отдельная витрина посвящена иллюстрациям романа «Мастер и Маргарита». У каждого художника есть своё представление о героях романа, и сравнить их взгляды очень интересно.


Михаил Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Материалы к 6-й и 7-й редакциям. 1938—1939. Автограф. Обложка тетради и форзац этой тетради. НИОР РГБ, Ф. 562.

«Рукописи не горят»

На торжественном открытии выставки «Как не горели рукописи» каждый из выступавших говорил о своей любви к творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова: Сергей Иванович Котькало, секретарь Союза писателей России; Максим Владимирович Скороходов, кандидат филологических наук, сотрудник Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН; Галина Владимировна Аксёнова, доктор исторических наук; профессор МПГУ; Сергей Вячеславович Перевезенцев, доктор исторических наук, профессор МГУ; Елена Юрьевна Камышева, исследователь творчества Булгакова; галерист Андрей Сарычев.

А Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности, рассказала, что в её семье бережно хранится журнал «Москва» с первой публикацией великого романа. Она напомнила присутствующим, что Российская государственная библиотека — место, с которым многое связано в жизни и творчестве Булгакова: здесь начался его роман с Еленой Сергеевной, и здесь, на крыше Дома Пашкова, Воланд прощался с Москвой.

Рассказать о каждом экспонате невозможно. И Евгения Алексеевна Татаринова, заведующая отделом выставочной деятельности РГБ, подчёркивает: это только малая часть из того, что хотелось показать!

В подготовке выставки принимали участие сотрудники отдела рукописей, отдела диссертаций, отдела организации выставочных работ, сотрудники Музея книги Российской государственной библиотеки и представители Музея М. А. Булгакова. Поэтому стоит самому прийти сюда, внимательно изучить историю изданий произведений Михаила Булгакова с двадцатых годов XX века до наших дней, прогуляться по коридорам Дома Пашкова, где ходил Михаил Афанасьевич, взять журнал или книгу с любимым романом или пьесой... И по-настоящему осознать, что великие рукописи — не горят.


Слева: [Марков Ю., Толстая Т.]. Иллюстрация к пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». 1960-е гг. НИОР РГБ, Ф. 562
Справа: Михаил Булгаков. Комедия «Иван Васильевич». Первая редакция и черновые наброски к ней. 1935.
Автограф и рукою Елены Булгаковой. НИОР РГБ, Ф. 562


  1. М. А. Булгаков. Жизнь господина де Мольера. — Летчуэрт, 1978. — Шифр РГБ: Рос 3-2/1-408
  2. М. А. Булгаков. Бег. — Летчуэрт, 1970. — Шифр РГБ: Тим 3-1/1-178
  3. М. А. Булгаков. Дни Турбиных .— Летчуэрт, 1970. — Шифр РГБ: Тим 3-1/1-179
  4. М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. — Париж : YMSA-Press, 1967. — Шифр РГБ: Тим 3-3/1-124
  5. М. А. Булгаков. Дьяволиада. Рассказы. — Москва : Недра, 1925. — Шифр РГБ: И358/40
  6. М. А. Булгаков. Рассказы. — Ленинград : Юмористическая иллюстрированная библиотека журнала «Смехач», 1926. — Шифр РГБ: Р 102/638
  7. Недра. Литературно-художественный сборник. Книга четвертая. — Москва : Мосполиграф, 1924. — Шифр РГБ: 226/200
  8. Москва. Литературный журнал. № 1. — Москва, 1967. — Шифр РГБ: ХХ 541/18
  9. М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Полное собрание черновиков романа. В двух томах. — Москва : Пашков дом, 2015
  10. Ф. 562. Булгаков, Михаил Афанасьевич (1891—1940) : архивный фонд, 1870—1972. — 1196 ед. хр.
Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться