Российская государственная библиотека приглашает на выставку плакатов художественного объединения «Боевой карандаш», полюбившегося посетителям библиотеки благодаря первой выставке «Знакомые всё лица». Экспозиция приурочена к Всероссийскому дню трезвости, который отмечается 11 сентября.
На «больничном» / художник В. Кюннап, стихи Г. Тумаринсона. Ленинград, 1966
Фото: Мария Говтвань, РГБ
В своих работах художники объединения клеймили многие пороки общества и неблаговидные поступки отдельных граждан, среди которых тема борьбы с пьянством занимает важное место. В сатирической форме затрагивались сложные и порой неразрешимые аспекты этой острой проблемы. Конфликт рабочих отношений и качества работы, драмы семейной жизни и сложности воспитания, а также общая беда — деформирование личности в результате злоупотребления алкогольными напитками нашли отражение в плакатах художников «Боевого карандаша».
Среди мастеров художественного объединения в творчестве двух «карандашистов» — Владимира Михайловича Меньшикова и Владислава Иоганнесовича Кюннапа — тема борьбы за трезвость имела наиболее яркое воплощение. Их работы наиболее широко представлены на выставке.
Владимир Меньшиков (1933–1994) — известный ленинградский художник-график, работал в области плаката, эстампа, иллюстрации, сотрудничал с издательствами «Художественная литература», «Художник РСФСР», «Детская литература», «Лениниздат», «Мурманское книжное издательство» и другие. Многие годы посвятил себя педагогической деятельности — работал доцентом Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге.
Владимир Михайлович родился 3 января 1933 года, окончил Высшее художественное училище имени В. И. Мухиной. В 1958 году вошёл в состав дружного коллектива объединения «Боевой карандаш», верность которому сохранял многие годы.
- Что мне семья, я вольная птица... / художник В. Меньшиков. Ленинград, 1965
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Видать, эта пара достойна друг друга: каков муженек, такова и супруга! / художник В. Меньшиков, стихи В. Хочинского. Ленинград, 1970
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Цыплята в кабаке / художник В. Кюннап, стихи В. Алексеева. Ленинград, 1974
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Давай по последней — и на процедуры!.. / художник В. Кюннап. Ленинград, 1980
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Осточертел / художник В. Кюннап, стихи В. Алексеева. Ленинград, 1972
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Они надежды подавали, но каждый вечер выпивали. Надежды эти не сбылись — спились! / художник В. Меньшиков, стихи В. Хочинского. Ленинград, 1974
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Ты что, пришёл сюда сок пить? / художник Ж. Ефимовский, стихи А. Шкляринского. Ленинград, 1979
Фото: Мария Говтвань, РГБ
В работе с плакатом мастер использовал метафоричный язык — его герои животные, отмеченные человеческими пороками и помещённые в понятные ситуации, известны каждому. Художник применял смелые композиции и широкий живописный мазок кистью, делающий его манеру очень узнаваемой.
Видный мастер сатиры Владислав Иоганнесович Кюннап (1923–1995) — советский график, карикатурист, плакатист. Он родился 18 июля 1923 году в Ленинграде. С юных лет был оформителем школьных стенгазет, активно участвовал в художественных конкурсах. В годы Великой Отечественной войны участвовал в сражениях на Ленинградском и 1-м Прибалтийском фронтах, был ранен, отмечен правительственными наградами. С 1954 года Владислав Кюннап сотрудничал с различными издательствами и работал в периодической печати как художник-карикатурист. В 1958 году, после окончания Московского полиграфического института, начал работать в творческом объединении «Боевой карандаш», был его редактором. Сатирические произведения художника населены множеством примечательных персонажей, каждый из которых достоин внимания. Прекрасное чувство юмора и знание человеческой натуры придаёт его плакатам жизнерадостность и оптимизм. Живая манера рисунка и чувство цвета делает его работы актуальными во все времена.
Все работы ленинградского объединения отличает глубокая человечность. В отражении темы борьбы с пьянством, художники сохранили очевидный призыв без скучного морализаторства и ханжеской недоговоренности. Этот коллективный талант заставляет с интересом и понимаем рассматривать их произведения, внутренне соглашаясь с правильной жизненной установкой.
Не подавай пример плохой: ведь у зверей закон сухой / художник В. Меньшиков, стихи В. Хочинского. Ленинград, 1980
Фото: Мария Говтвань, РГБ