Российская государственная библиотека приглашает с 26 января на выставку, посвящённую плакатам объединения ленинградских художников и поэтов «Боевой карандаш». Это событие в стенах библиотеки не случайно, именно здесь в конце 1943 года прошла первая отчётная выставка плакатов ставшего впоследствии известным творческого союза.
На пешеходах нет живого места... Художник — В. Кюннап, автор стихов — Е. Ефимовский. 1980
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Первый плакат коллектива художников был создан на рубеже 1939—1940 годов и представлял собой новогоднее поздравление советским воинам, сражавшимся на Карельском перешейке в период Советско-финской войны. Тогда же сложился узнаваемый логотип «Боевого карандаша», воплотивший знаменитые стихотворные строки Владимира Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку прировняли перо!». На фоне палитры выступал заострённый карандаш, до 1945 года он был дополнен изображением винтовки. Но окончательно творческий союз сатириков сложился в осаждённом блокадном Ленинграде. Артистический подход художников к работе сохранился и в послевоенные годы.
Важным этапом в жизни коллектива и формирования творческого метода стали военные годы. В 1941 году в объединение вошли ленинградские художники разных специализаций — графики и живописцы Иван Астапов, Георгий Верейский, Владимир Гальба, Анатолий Казанцев, Валентин Курдов, Николай Муратов, Юрий Петров, Владимир Серов, Николай Тырса.
- Кошачий концерт. Художник — Д. Обозненко, автор стихов — Г. Тумаринсона. 1976
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- У кого есть претензии? Художник — В. Меньшиков, автор стихов — В. Хочинский. 1966
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Слева: Подкидыш. Художник — Н. Мазрухо, автор стихов — В. Капралова. 1964
Справа: Богатого поймала старика... Художник — Д. Обозненко, автор стихов — В. Хочинский. 1974
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Во всех ты, душенька, нарядах хороша! Художники — С. Алейников, И. Харкевич, автор стихов — Б. Тимофеев. 1961
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Точно по графику. Художник — Б. Иванов. 1963
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Слева: Вам встречался этот доброхот… Художник — В. Травин, автор стихов — А. Шкляринский. 1973
Справа: В речах, оратор, воды не лей... Художник — Д. Обозненко, автор стихов — А. Шкляринский. 1964
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Новинка. Художник — Б. Иванов, автор стихов — В. Суслов. 1965
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Он не трудился никогда. Художник — К. Георгиев, автор стихов — Б. Лезунов. 1965
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Слева: Лето в разгаре. Художник — Д. Обозненко, автор стихов — В. Капралова. 1978
Справа: Оставил след в искусстве. Художник — Д. Обозненко. 1963
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Слева: Склочница на новоселье. Художник — Д. Обозненко, автор стихов — М. Романов. 1963
Справа: Слыхали? Горчицы не будет... Художник — Е. Ханин, автор стихов — В. Хочинский. 1964
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Ранние плакаты печатались в экспериментальной мастерской Ленинградского отделения Союза художников. Сам облик плакатов сформировался благодаря условиям работы литографской мастерской в блокадном городе и способу распространения небольших по формату листов, которые в основном размещали не на улице, а в закрытых незначительных по площади помещениях — бомбоубежищах, блиндажах, госпиталях. В самый сложный период жизни осаждённого города, в первую блокадную зиму, плакаты печатались в мастерской часто вручную в связи с длительными перебоями электричества.
С наступлением мирной жизни в 1945 году творческое объединение прекратило своё существование. Однако в 1956 году было принято решение о возрождении коллектива. Наряду с художниками-фронтовиками в объединение пришли и молодые мастера, которые поддерживали и развивали традиции творческого союза. Именно в это время в объединении появились ставшие известными художники — Владислав Кюннап, Владимир Меньшиков, Матвей Мазрухо, Фёдор Нелюбин, Дмитрий Обозненко, Виктор Травин; поэты — Вера Капралова, Вольт Суслов, Генрих Тумаринсон, Владимир Хочинский, Александр Шкляринский. Работа коллектива была продолжена на базе издательства «Художник РСФСР» в Ленинграде и осуществлялась до 1990 года.
- Не учи меня жить! Художник — В. Меньшов, автор стихов — В. Хочинский. 1965
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Слепой исполнитель в работе опасен... Художник — Ю. Трунев, автор стихов — В. Алексеев. 1968
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Слева: Перезимуй-ка с нами! Художник — В. Желобинский. 1964
Справа: Докритикуешься! Художник — Д. Обозненко. 1961
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Это мне не по плечу... Художник — В. Травин, автор стихов Г. Тумаринсон. 1963
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Времени для чтения совсем не хватает... Художник — В. Меньшиков. 1978
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Слева: Развернутая повестка дня... Художник — В. Травин, автор стихов — В. Капралова. 1971
Справа: Я учту критику со стороны некоторых товарищей... Художник — Д. Обозненко. [1968]
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- За экономию! Художник — В. Кюннап, автор стихов — В. Алексеева. [1972]
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Охрана памятников — дело рук самих памятников. Художник — Д. Обозненко, автор стихов В. Капралова. 1965
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Слева: Аврал. Художник — Д. Обозненко. 1963
Справа: Оцепенел... Художник — В. Кюннап, автор стихов — Г. Тумаринсон. 1965
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Мастер «слова». Художник — В. Травин, автор стихов — А. Шкляринский. 1964
Фото: Мария Говтвань, РГБ
На выставке представлены работы «Боевого карандаша» 1960—1970-х годов — периода наиболее активного развития объединения. В это время отряд «карандашистов» включал более пятидесяти ленинградских сатириков. За эти десятилетия было создано свыше 1300 плакатов, общий тираж которых превысил семь миллионов экземпляров.
Продолжая сатирические традиции, заложенные «Окнами РОСТА», «Боевой карандаш» соединил в своих работах стиль смелого политического плаката и краткое, меткое стихотворное высказывание. Являясь по сути массовой формой советской агитационной графики, произведения коллектива сочетали черты плаката, лубка и эстампа. Несмотря на изменения, которые со временем происходили во внешнем облике графической продукции «Боевого карандаша», разнообразие приёмов и пластических решений, неизменным оставались глубокая человечность образов и доступность художественного языка. Вне зависимости от индивидуальной манеры разных «карандашистов» и форм повествования (изо-басня, лаконичная карикатура или многокадровый рассказ) работы объединяет позитивный, даже оптимистичный взгляд, стремление смехом победить любые проблемы и сложные явления.
Несмотря на массовый характер и популярность графических произведений «Боевого карандаша», созданных в послевоенное время, они практически не известны современной публике, так как сравнительно редко, в отличие от военных листов, демонстрируются на выставках.
- Департамент специализированных отделов Мария Ермакова, заместитель заведующего отделом изоизданий Анна Савельева, заведующая отделом изоизданий Любовь Родионова
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Мария Ермакова
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Любовь Родионова
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Анна Савельева
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Заведующая отделом координации приоритетного обслуживания органов государственной власти и управления Инна Малахова, главный хранитель фондов — заведующая отделом хранения основных фондов Марина Честных
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
Сатирический жанр, часто возникает как острый и актуальный ответ на политическую или социальную ситуацию, поэтому нередко карикатурные образы быстро устаревают, бывают не близки и не понятны зрителям по прошествии времени, сохраняя свою ценность только как документ эпохи. Этого нельзя сказать про плакаты «Боевого карандаша», многие из них, являясь блестящими художественными произведениями, поражают не только остроумием и мастерством, сколько узнаваемыми архетипическими образами и ситуациями, запечатлёнными на них. Плакаты поражают остротой высказывания, правдивостью и смелостью. При взгляде на них невольно на ум приходит меткая строка из Александра Грибоедова, давшая название выставки.