Историко-документальная выставка «Судьба Биробиджанского проекта»
Творческое объединение «Еврейская старина Москвы» с участием общественной организации «Историческое и культурное наследие Еврейской автономной области» совместно с ЦВЛ РГБ при поддержке правительства Еврейской автономной области (ЕАО) и Благотворительного фонда «Джойнт» представляют историко-документальную выставку «Судьба Биробиджанского проекта». Выставку, приуроченную к 80-летию Еврейской автономной области, задумал и подготовил Ефим Улицкий, руководитель творческого объединения «Еврейская старина Москвы» . В Центре восточной литературы РГБ представлены материалы главным образом из его собственной коллекции, большая часть — подлинники. Э кспонаты воссоздают череду событий, связанных с образованием и эволюцией еврейской автономии на советском Дальнем Востоке и демонстрируют картины жизни и деятельности нескольких поколений ее обитателей. «В основу экспозиции положены мои представления о роли и месте Биробиджанского проекта в истории советского еврейства, — сказал Ефим Улицкий. — Настоящим открытием оказались для меня свидетельства многообразной помощи и поддержки, которые сотни тысяч активистов Советского Союза оказывали становлению еврейской сельскохозяйственной колонизации».
Губернатор ЕАО Александр Винников рассказал, что в отличие от других регионов ЕАО создавалась практически с нуля. Российскими первопроходцами этих земель в середине XIX века были казаки, массовое же заселение и освоение области началось в конце 20-х годов прошлого столетия, именно в связи с реализацией идеи по созданию еврейского государственного образования. Своими воспоминаниями поделился главный раввин России Адольф Шаевич. Вскоре после его рождения семья переехала из Хабаровска в Биробиджан, здесь он учился в школе, здесь он работал в управлении механизации. В своем рассказе Адольф Соломонович коснулся религиозной стороны жизни переселенцев: «Многие люди ехали с надеждой обустроить еврейскую автономию, хотя большинство из тех, кто ехал, были коммунистами. Очень большие диаспоры прибыли из Польши, Франции, Аргентины, но они тоже были коммунистами. Я не думаю, что они пытались увязать коммунистическую идею с сионистской, религиозной. Синагога все-таки была построена, хотя ею никто почти не пользовался, и люди практически ничего не знали об этой части жизни».
«Так называемый Биробиджанский проект получил широкую материальную поддержку международных еврейских организаций, которая была сопоставима с государственным финансированием. Эти моменты также отражены на нашей выставке, — отметил г убернатор ЕАО Александр Винников. — К сожалению, развитие области серьезно подорвали политические репрессии тридцатых годов, борьба с космополитизмом в конце сороковых и начале пятидесятых годов прошлого века. Но тем не менее в современную историю Еврейская автономная область вошла обновленной — возродилась еврейская культура и успехи были достигнуты почти во всех отраслях социальной сферы. Главным достоянием области мы считаем взаимопонимание и согласие людей всех национальностей, проживающих на ее территории, и их искреннюю любовь к этому небольшому уголку нашей страны». |
|