Условия комфорта в читальных залах РГБ. Подробнее


Магазин в третьем подъезде работает по летнему графику. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

Бабочки в изданиях XVIII—XX веков из фонда Музея книги Российской государственной библиотеки»

Виртуальная выставка на Flickr

1 июля 2016 года открылась выставка из цикла «Некнижная тема в книге»: «„Одним воздушным очертаньем я так мила...“: Бабочки в изданиях XVIII—XX веков из фонда Музея книги Российской государственной библиотеки».


Главный хранитель фондов сектора музейной и выставочной работы научно-исследовательского отдела редких книг РГБ (Музей книги) Нина Викторовна Чаленко. Музей книги РГБ. 01.07.2016.
Фото: Мария Колосова / РГБ. Виртуальная выставка

Карандашница «Женщина-бабочка»
Россия, начало XX в. — Музей книги РГБ

А. Фет. Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

1884

По строкам из этого стихотворения Афанасия Афанасиевича Фета названа выставка, которая открылась в Музее книги. Нина Викторовна Чаленко, главный хранитель фондов Музея книги, говорит, что такая «некнижная» тема выбрана не случайно: что может быть летом прекраснее бабочек?

В детстве мы не можем отвести глаз от игры красок на тончайших крыльях, нам хочется обязательно завладеть этим сокровищем, присвоить, зажать в кулаке. Но... на пальцах остается пыльца, бабочка похожа на сломанную игрушку — и справиться с разочарованием очень трудно. Став взрослыми, мы уже не стараемся непременно поймать бабочку, но обязательно остановимся — полюбоваться, проследить полёт, подставим руку — а вдруг сядет? Тогда это будет как подарок, как пожелание удачи.

Выставка в Музее книги — настоящий подарок для тех, кто не устает восхищаться игрой природы, создавшей такую красоту. И особенно ценен он тем, что для экспозиции сотрудниками Музея книги подобраны издания работ авторов, которые по-настоящему заболели бабочками век, два, три назад.

Благодаря этой выставке вы познакомитесь с удивительной женщиной — Марией Сибиллой Мериан, художницей, гравером, энтомологом. Запомните это имя! Её называют женщиной, опередившей время. Мария Сибилла родилась 2 апреля 1647 года во Франкфурте-на-Майне (Германия) в семье гравёра и книгоиздателя Маттеуса Мериана. Позже её воспитывал и учил рисовать отчим, голландский художник Яков Марель.

В те времена в Европе очень модной была цветочная тема. И Мария Сибилла Мериан стала известна, изображая цветы, деревья и травы. Но настоящей её страстью были насекомые. В ХVII веке ещё не знали, какая гусеница в какую бабочку превращается. И Мария Сибилла наблюдала и скрупулезно зарисовывала все этапы метаморфозы «гусеница — куколка — бабочка». В 1679 году в Нюрнберге вышла первая часть знаменитой книги Мериан «Чудесное превращение гусениц». Всего известно три части, последняя из которых увидела свет уже после смерти художницы, в XVIII веке. Две первые прижизненные части чрезвычайно редки.

В Российской государственной библиотеке в отделе редких книг есть экземпляр издания первой части на голландском языке (Амстердам, б. г.) и редкий экземпляр амстердамского издания 1717 года на латинском языке, где впервые соединены вместе все три части. Издание всех трех частей 1717 года имеет фронтиспис с портретом Марии Сибиллы Мериан, гравюры не раскрашены.

В 1699 году 52-летняя Мария Сибилла с дочерью отправляется в Суринам (Южная Америка). Плодом двухлетних наблюдений и зарисовок стала работа «Метаморфозы суринамских насекомых» (Амстердам, 1705). Второе издание вышло в 1719 году, уже после смерти Марии Сибиллы (1717), дополненное гравюрами из второго суринамского путешествия, которое совершила младщая дочь Мериан — Мария Доротея Генриетта Графф, тоже художница, рисовавшая цветы и насекомых. В РГБ хранится экземпляр первого тома с гравюрами, раскрашенными самим автором.

На выставке вы увидите листы из факсимильного издания (Лейпциг, 1976) рукописной книги «Бабочки, жуки и другие насекомые» (так называемый «Ленинградский альбом») Марии Сибиллы Мериан (Merian M. S. Smetterlinge, Käfer und andere Insekten. Т. 1—2. — Leipzig, 1976. — T. 1). Оригинал с миниатюрными рисунками, сделанными с натуры в технике акварели и записями к ним, которые она делала на протяжении почти тридцати лет, хранится в библиотеке РАН в Санкт-Петербурге. Рисунки были выполнены на небольших кусочках пергамена и наклеены на листы книги. На оборотной стороне каждого листа — записи, поясняющие изображения. Предполагалось, что эта книга принадлежала Петру I, но позднее установили, что её владельцем был лейб-медик и близкий друг Петра I Роберт Арескин.

Через столетие рисунки Марии Сибиллы Мериан были использованы в научной классификации шведским натуралистом Карлом Линнеем. Поэтому кем считать Мериан — учёным или художницей — вы решите для себя, посетив выставку.

В XVIII—XIX веках книги с изображением бабочек были очень популярны в Европе — появилось множество коллекционеров бабочек, да и сами издания могли стать настоящим украшением любой библиотеки. На экспозиции вы увидите прекрасную книгу «Естественная история английских насекомых» (Лондон, 1720). Автор и иллюстратор книги — известный английский натуралист и акварелист Елеазар Албин, один из лучших художников XVIII века, изображавших насекомых. Иллюстрации (сто гравюр на меди, «для желающих точно раскрашенных автором») выполнены по рисункам, сделанным с натуры. К каждой прилагается описание бабочки и указание места, где та была найдена. Представьте — все рисунки в каждом экземпляре раскрашены автором вручную!

Ещё один интереснейший экспонат — четвёртый том (1785) из восьмитомного парижского издания конца XVIII века «Бабочки Европы» Жак-Луи-Флорентина Энграмеля, французского энтомолога, монаха монастыря Малых Августинцев в Париже. Напечатано всего 250 экземпляров этой энциклопедии. Подписчиками издания были французский и испанский короли. Вы сможете рассмотреть воспроизведение изображения из этого тома — гравюру «Ловля бабочек».

Эти и другие редкие книги, представленные на экспозиции, — настоящие сокровища, драгоценности, которые можно сравнить только с редчайшими бабочками, о которых мечтают коллекционеры всего мира.

Вторая часть выставки — «Бабочки в книгах». Тут тоже есть на что посмотреть! Например, как связаны эти нежнейшие создания — и армия? Подсказка — в очень популярном в XIX веке учебнике, написанном Фёдором Алексеевичем Кони: «Живописный мир, или Взгляд на природу, науки, искусства и человека / Учебное пособие для военно-учебных заведений при упражнении в языках немецком и французском» (Гельсингфорс, 1839) с разделом «Насекомые и мотыльки». Тут же — энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Т. II; СПб., 1891), открытый на статье «Бабочки».

Детская книга «с элементами игры» Нины Петровны Найдёновой «Бабочки» (Москва, 1946) — рядом с великолепным изданием поэзии Джорджа Гордона Байрона (Лондон, б. г.), с раскрашенной вручную литографией с изображением бабочки на переплёте из кожи и дерева. А книга Сергея Тимофеевича Аксакова «Бабочки» (Ленинград, 1938), сокращённого и обработанного для детей рассказа «Собирание бабочек», соседствует с изданием стихов страстного любителя этих волшебных насекомых Владимира Владимировича Набокова, который критиковал рассказ Аксакова.

Экспозиция дополнена закладками с изображениями бабочек из фонда некнижных материалов и чудесной фарфоровой карандашницей эпохи модерна.

Нина Викторовна Чаленко говорит: «Когда мы делаем выставку, всегда стараемся перекинуть мостик от неё к постоянной экспозиции». Обязательно пройдите по Музею книги, задержитесь у фигуры Психеи в „Кабинете библиофила“, рассмотрите бабочку на её мраморном плече. Вглядитесь в витрины — вдруг мелькнёт воздушное очертание нежного крыла».

Психея. Венеция, конец XIX в.
Музей книги РГБ

И в заключение — стихотворение Владимира Набокова «Бабочка»:

Бархатно-чёрная, с тёплым отливом сливы созревшей,
Вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
Сладостно светится ряд васильково-лазоревых зёрен
Вдоль круговой бахромы, жёлтой, как зыбкая рожь.

Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
То припадая к коре, то обращаясь к лучам...
О, как ликуют они, как мерцают божественно! Скажешь:
Голубокая ночь в раме двух палевых зорь.

Здравствуй, о, здравствуй, грёза берёзовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
Крылья узнаю твои, этот священный узор.

1921



Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться