В концертном зале отдела нотных изданий и звукозаписей в Доме Пашкова работает выставка, приуроченная к 220-летию со дня рождения Адольфа-Шарля Адана. Она посвящена операм и балетам известного французского композитора XIX века.

Портрет Адольфа-Шарля Адана
Неизвестный литограф. Санкт-Петербург, 1859-е (?). Литография. 35,5×26,9 см
Фото: Мария Говтвань, РГБ
На выставке будут демонстрироваться наиболее интересные сочинения оперного композитора, основоположника романтического направления в балете Адольфа-Шарля Адана (1803—1856), хранящиеся в фонде РГБ: одноактная опера «Шале» («Швейцарская хижина»), которая была написана в 1834 году и до сих пор является одной из самых популярных во Франции; не менее любопытно издание, включающее фрагменты балета «Дева Дуная», впервые представленного на сцене Парижской оперы в 1836 году, и другие.
Особенно выделяется трёхактная комическая опера «Почтальон из Лонжюмо», написанная в 1836 году на либретто Адольфа де Лёвена и Леона Брюнсвика. Опера имела большой успех на международной сцене: премьера состоялась в Париже в 1836 году, через год её поставили в Лондоне, в 1839 году — в Новом Орлеане, в 1840 году — в Нью-Йорке. Наконец, русская публика услышала «Почтальона» в 1838 году в Петербурге, а год спустя — в Большом театре в Москве.
Популярность оперы «Почтальон из Лонжюмо» в XIX веке была настолько широка, что её мелодии распевались на улицах. Особенно любимой была ария из первого акта главного действующего лица оперы почтальона Шаплу «Я расскажу вам приключенье...» (Mes amis, écoutez l’histoire). Первым исполнителем арии был Жан-Батист Шолле (1748—1892), известный в своё время баритон с диапазоном высоких нот. Он блестяще представил арию, написанную для тенора (с нотой «ре» верхнего регистра). Известно, что Шолле постоянно тренировал возможности своего голоса, доводя диапазон до тенорового в целях расширения сценического репертуара.
Буальдьё Франсуа Адриен. Белая дама : опера в 3 действиях : Клавир. Москва : П. Юргенсон, без года. Первая страница увертюры
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Буальдьё Франсуа Адриен. Белая дама. Фрагмент увертюры
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Увертюра к опере Франсуа Адриена Буальдьё «Белая дама», написанная Адольфом-Шарлем Аданом. Переложение в 4 руки. Гамбург, 1820-е
Сведения об издании: Boieldieu François Adrien. Ouverture de l'opera «La dame blanche» : Arrangement pour le pianoforte a quatre mains. Hambourg : A. Cranz, без года
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Увертюра к опере «Данаиды» Антонио Сальери. Переложил для скрипки и фортепиано Жан-Луи Адан, отец Адольфа-Шарля Адана, пианист и музыкальный педагог. 1780-е. Титульный лист
Открыть в электронной библиотеке РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Страницы увертюры Антонио Сальери к опере «Данаиды» в переложении Жана-Луи Адана
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Адан Адольф-Шарль. Шале (Швейцарская хижина) : Клавир. Париж, без года. Титульный лист
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Театр «Опера» на улице Ришелье. По рисунку Ренье. Париж, 1900-е. Из коллекции Льва Аркадьевича Урекляна
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Французский контрданс из балета Адольфа-Шарля Адана «Дева Дуная» (Санкт-Петербург, 1837). Титульный лист
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Комическая опера Адольфа-Шарля Адана «Железная рука, или Тайный брак» (Майнц, без года). Обложка
Фото предоставлено отделом нотных изданий и звукозаписей
В 1839 году Адан принял решение отправиться в Россию. Прибыв 13 октября 1839 года в Петербург, композитор одновременно стал сразу руководить репетицией оперы «Престонский пивовар» и написанием партитуры балета «Морской разбойник». Балет «Морской разбойник» был написан на либретто Филиппо Тальони, известного итальянского танцовщика и хореографа, по мотивам сюжета поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Это единственный «русский» балет Адана, поставленный специально для русского театра и не вышедший за пределы Российской империи.
На выставке представлено издание с выбором лучших мотивов из партитуры балета «Морской разбойник».
Через четыре дня после премьеры балета «Морской разбойник» в феврале 1840 года на сцене Санкт-Петербургского Большого Каменного театра была исполнена опера «Престонский пивовар», где дирижировал сам автор. Партитура оперы, написанная в 1838 году, была посвящена Николаю I.
Адан Адольф-Шарль. La fille du Danube = Дева Дуная : Балет / переложение для фортепиано. Санкт-Петербургский Одеон, 1839-1840. Титульный листФото: Мария Говтвань, РГБ
Проект фасада театрального здания для Парижской оперы. Гравюра Николя Рансонета резцом и офортом по рисунку и проекту Жана-Батиста Колле. Франция, последняя четверть XVIII века (?). 25×35 см. Из коллекции Льва Аркадьевича УреклянаФото: Мария Говтвань, РГБ
Слева: Адан Адольф-Шарль. Почтальон из Лонжюмо : Либретто. Москва : П. Юргенсон, 1892
Справа: Адан Адольф-Шарль. Почтальон из Лонжюмо : Клавир. Москва : П. Юргенсон, 1891. Титульный листФото:
Мария Говтвань, РГБ
Адан Адольф-Шарль. Почтальон из Лонжюмо : Клавир. Москва : П. Юргенсон, 1891. Первая страница интродукцииФото: Мария Говтвань, РГБ
Слева: Адан Адольф-Шарль. La poupée de Nuremberg = Нюрнбергская кукла : Клавир. Майнц, без года. Титульный лист
Справа: Адан Адольф-Шарль. „La main de fer“ ou „Un mariage secret“ = Железная рука, или Тайная свадьба. Клавир. Майнц, 1842. Титульный лист
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Перспективный разрез театрального здания для Парижской оперы. Гравюра Николя Рансонета резцом и офортом по рисунку и проекту Жана‑Батиста Колле. Франция, последняя четверть XVIII века (?). 25×34 см. Из коллекции Льва Аркадьевича УреклянаФото: Мария Говтвань, РГБ
Адан Адольф-Шарль. Le diable a quatre = Кавардак : Мазурка : для фортепиано. Майнц, [1845]. ФрагментФото: Мария Говтвань, РГБ
Вид театра на улице Фейдо, в здании которого с 1801 по 1829 год размещался Национальный театр комической оперы. Франция, конец XIX века. Цинкография; 9×11 см. Из коллекции Льва Аркадьевича УреклянаФото: Мария Говтвань, РГБ
Слева: Adolphe Charles Adam. Potpourri aus der Oper «Die Nürberger Puppe» : für Pianoforte zu 2 Handen. Hamburg : Anton J. Benjamin, s. a. Титульный лист
Справа: Титульный лист «Бравурных вариаций на тему „Ah! vous dirai je Maman“» Вольфганга Амадея Моцарта в переложении для сопрано с фортепиано, сделанном Адольфом-Шарлем Аданом (Берлин, без года)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Адан Адольф-Шарль. Гимн Рождества : для голоса с фортепиано. Москва : А. Гутхейль, 1886Фото: Мария Говтвань, РГБ
Особое место в творчестве Адана занимает легендарный балет «Жизель», премьера которого прошла с грандиозным успехом в июне 1841 года в Париже в театре «Гранд-опера». Балет-пантомима в двух актах, полное название которого «Жизель, или Вилисы», был написан всего за две-три недели.
В создании балета были задействованы известные либреттисты Пьер Жюль Теофи́ль Готье́, французский прозаик и поэт романтической школы, и Жюль-Анри де Сен-Жорж, также французский драматург, который был одним из самых плодовитых либреттистов XIX века, балетмейстеры Жан Кора́лли, французский танцовщик, балетмейстер и либреттист итальянского происхождения, и Жюль-Жозеф Перро́, французский танцовщик и балетмейстер, один из крупнейших представителей балета периода романтизма, а также художники Пьер-Люк-Шарль Сисери (декорации) и Поль Лормье (костюмы).
Адан Адольф-Шарль. Морской разбойник : Балет : лучшие мотивы : для фортепиано. Санкт‑Петербург, без года. ФрагментФото: Мария Говтвань, РГБ
Вид зимнего Санкт-Петербурга середины XIХ века. Литография, воспроизведённая в репринтном издании клавира балета «Морской разбойник» (Москва, 1999)Фото: Мария Говтвань, РГБ
Вид зимнего Санкт-Петербурга середины XIХ века. Литография, воспроизведённая в репринтном издании клавира балета «Морской разбойник» (Москва, 1999)Фото: Мария Говтвань, РГБ
Титульный лист клавира балета Адана «Морской разбойник», изданного в начале 1840-х годов в Санкт‑Петербурге. Воспроизведён в репринтном переиздании клавира (Москва, 1999)Фото: Мария Говтвань, РГБ
Адан Адольф-Шарль. Морской разбойник : Клавир. Москва : Художественная литература, 1999. Репринтное воспроизведение. Первая страница увертюрыФото: Мария Говтвань, РГБ
Слева: Адан Адольф-Шарль. Le brasseur de Preston = Der Brauer von Preston = Пивовар из Престона : партитура. Майнц, 1838
Справа: Кельц Иоганн Фридрих. Фантазия на мелодию из оперы Адана «Пивовар из Престона». Берлин, без годаФото: Мария Говтвань, РГБ
Слева: «Жизель» в переложении Адольфа Фредрика Леандера для фортепиано (Санкт-Петербург : Бернард, без года). Титульный лист
Справа: Портрет Карлотты Гризи в роли Жизели. Санкт‑Петербург, 1850 (?). Литография. 26×17 смФото: Мария Говтвань, РГБ
Страницы либретто балета «Жизель, или Вилисы» (Санкт-Петербург, 1842). Елена Андреянова стала первой исполнительницей партии Жизели в РоссииФото: Мария Говтвань, РГБ
Слева: переложение музыки балета «Жизель» для фортепиано. Композитор В. Клорне
Справа: Либретто балета «Жизель». Москва, 1857Фото: Мария Говтвань, РГБ
Зрителей поразила грация и талант исполнительницы роли Жизели — совсем юной танцовщицы Карлотты Гризи, которая стала олицетворением французской Жизели XIX века. Первой русской Жизелью в XIX веке по праву считается танцовщица Елена Ивановна Андреянова. Жизель Андреяновой долгое время оставалась примером для русских исполнительниц. В России балет «Жизель» получил свою новую жизнь. Премьера состоялась 18 декабря 1842 года на сцене Большого Каменного театра.
Балет «Жизель» является вершиной романтического балета, в партитуре которого получили образное воплощение популярные жанры того времени — вальс, полька, галоп, салонный романс, фортепианный ноктюрн.
В экспозиции выставки представлены нотные издания, либретто, видеозаписи балетов Адольфа-Шарля Адана, а также гравюры с изображением портретов композитора Адана, двух первых исполнительниц роли Жизели — Карлотты Гризи и Елены Андреяновой, театральных зданий Франции конца XIX — начала ХХ века, предоставленные отделом изоизданий.
Портрет Елены Андреяновой. Художник: Дмитрий Щуровский. Санкт‑Петербург, 1840-е. Литография. 32×24 смФото: Мария Говтвань, РГБ
Adolphe Charles Adam. Le diable à quatre : Mazurka / ballet d’A. Adam ; arrangée pour le piano par J. Herz. Mayence : Schott, [1845]
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Слева: Дева Дуная : Либретто. Воронеж, 1851
Справа: Титульный лист балета Адана «Дева Дуная» (Санкт‑Петербург, 1839-1840)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Клавир оперы Франсуа Адриена Буальдьё «Белая дама» (Брауншвейг, без года)
Слева: Портрет Франсуа Адриена Буальдьё, учителя Адана
Справа: титульный листФото: Мария Говтвань, РГБ
Куратор выставки, заместитель заведующего отделом нотных изданий и звукозаписей Нина Мащенко проводит экскурсию
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Алла Семенюк на кураторской экскурсии по выставке 12 июля
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Алла Семенюк
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Посетители кураторской экскурсии
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Куратор выставки — заместитель заведующего отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ Нина Мащенко.
12 июля состоялась кураторская экскурсия по выставке.