Выставка «Живопись как наука в диссертационных исследованиях»
Место проведения:
Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, 3 подъезд, 3 этаж,
Голубой выставочный зал РГБ
Очередная вы ставка диссертаций из фондов отдела РГБ в Химках на этот раз посвящена живописи. 67 представленных в Голубом выставочном зале работ поверяют гармонию алгеброй: здесь есть увенчавшиеся, в том числе, и докторскими степенями попытки беспристрастного анализа европейского и русского искусства, принадлежащие не только специалистам в области гуманитарных дисциплин. Выставки диссертаций РГБ отличаются от других экспозиций: любую работу можно попросить достать из-под стекла и полистать здесь же, в выставочном зале. Эпиграфом к выставке ее создатели сделали цитату многогранной личности — художника, скульптора, писателя Ефима Васильевича Честнякова: «Гляди вперед и покажи твои грезы, и по красоте твоих грез ты займешь свое место… Надо, чтобы «грезы искусств» будили в народе и добрые чувства, и добрую деятельность». Творчеству художника посвящена диссертация Галины Негановой «Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова» (2007) . Имя художника не так хорошо знакомо широкой публике, как имена Сандро Боттичелли, Ван Дейка или Василия Сурикова, что не отменяет научных открытий в творчестве последних. Так, в работе Софьи Газаросовны Каплановой «Психологический анализ работы В. И. Сурикова над картиной "Боярыня Морозова"» (Москва, 1950) на основе анализа набросков и эскизов дается подробное описание творческого и психологического процесса создания знаменитой картины. Всего экспозиция «Живопись как наука» представляет 5 докторских и 62 кандидатских диссертаций. Работы, представленные на выставке — многотомные издания с альбомами приложений. Большая часть диссертаций имеет хронологические рамки написания: 1950— 1990 гг., но есть и современные труды.
На выставке есть работы, посвященные отдельным жанрам, например, кандидатская диссертация Тамары Демьяновны Фомичевой «Зарождение бытовой живописи в Венецианском искусстве XVI века» (Ленинград, 1968) . В работе на фактических примерах показано, как бытовая живопись возникала в рамках уже существовавших жанров портрета, аллегорических и мифологических картин. Художники с наполняли свои произведения живыми наблюдениями за реальностью, переосмысляли эти жанры, превращали их в бытовую живопись. Подобный метод, включающий анализ многочисленных произведений, используется в целом ряде трудов на выставке. Ряд работ посвящен творчеству отдельных художников, например, кандидатская диссертация Николая Николаевича Никулина «Некоторые проблемы творчества Питера Брейгеля Старшего» . Это двухтомное научное исследование 1954 года с папкой приложений фотографий картин художника. Около половины диссертаций на выставке посвящены и русским художникам – Константину Коровину, Валентину Серову, Алексею Саврасову. Например, работа Раисы Ивановны Власовой «Раннее творчество К. А. Коровина: (Станковая живопись)» (Ленинград, 1950) включает все методы исследования ранних станковых произведений художника. Автором собраны разбросанные по многочисленным частным коллекциям картины, составлен их каталог, изучено большое количество архивных материалов: писем художника, его черновых альбомов и воспоминаний. Более того, Раиса Ивановна лично встречалась и беседовала с современниками Коровина.
Несколько диссертаций развивают региональные темы: например, работа Нины Васильевны Казариновой «Живописцы Пермского края конца XVIII — первой половины XIX века» (Ленинград, 1990) или труд Анны Александровны Савкиной «В. З. Пурыгин и развитие самарской пейзажной живописи 1950—1980-х гг.» (Санкт-Петербург, 2012) . Как отмечает автор во вводной статье, сегодня изучение региональной живописи является одним из приоритетных направлений искусствоведения, но тенденции искусства Самары и Поволжья в целом прежде не рассматривались. Об интересной личности напоминает и диссертация Никаса Леонардовича Подбереского «Опыт применения акварельной живописи в архитектурном проектировании и методике преподавания в архитектурных вузах». Никас Леонардович Подбереский (1874—1953) — архитектор и художник-акварелист, профессор Ленинградского инженерно-строительного института, заведующий кафедрой рисунка и живописи. В Первую мировую войну типография Голике и Вильборг в Петрограде печатала виньетки Подбереского на открытых письмах Петроградского городского комитета, доход от которых шел в пользу солдат и их семей.
Не совсем обычна диссертация Кристины Эдвиновны Локк «Живописный портрет как источник антропологической информации (методические аспекты)» (Москва, 2011) . Ее автор поставил живопись на службу своей науке: при помощи портрета он выявил описательные характеристики социальных слоев населения России XVIII — начала XIX века и разработал оригинальную компьютерную программу BMPtone, позволяющую получать обобщенные портреты. Суждения о живописи неполны без нее самой — поэтому нынешняя выставка диссертаций стала, пожалуй, и самой красивой. А все, кого ожидаемо посетило вдохновение, могут оставить отзыв не совсем обычным способом — на мольберте. |
|