Выставка «Человек пишущий. Человек читающий». К 30-летию постоянной экспозиции Музея книги
Музею книги РГБ исполнилось 30 лет. К юбилею сотрудники НИО редких книг придумали умную и изящную выставку «Человек читающий. Человек пишущий», ставшую своеобразным дайджестом из идей и приемов оформления экспозиций Музея книги. В их основе всегда ритмичное и продуманное использование книжных и некнижных материалов, составляющих отдельные фонды музея. Основной прием построения нынешней экспозиции сродни фокусу: ее авторы нашли предметные воплощения для написанного и нарисованного в книгах, а между самими книгами устроили своеобразную перекличку. Поэтому неудивительно, что название «Человек читающий. Человек пишущий» трансформируется у зрителя во вполне реальные желания чтения и письма.
Тема «человека читающего» лежала в основе экспозиции уже у истоков создания музея, в 1983 году. «Именно благодаря читателю книга обретает свой смысл, постоянно обогащает и расширяет свое содержание», — отметила на открытии заведующая сектором музейной и выставочной работы Музея книги Мария Золотова. При этом главной «движущей силой» экспозиции явились на этот раз не книги. «Когда мы только приступали к выставке, то думали, что именно книги будут нам диктовать сюжеты будущей экспозиции, но получилось, что ими оказались предметы», — рассказывает главный хранитель фонда некнижных материалов Нина Чаленко. На выставке можно увидеть около ста старинных ручек, перьев, чернильниц и чернильных приборов, ножей для разрезания бумаги, перочисток — все они входят в состав фонда некнижных материалов Музея, составляющего сегодня около пяти тысяч предметов и изображений.
Чернильная душа
До конца XIX века, когда появилась пишущая машинка, книга была обязана своему существованию, прежде всего, писчебумажным принадлежностям. В России не было традиции их собирательства: сегодня большая часть старинных ручек, чернильниц и карандашей утрачена. Тем ценнее отношение к ним в Музее книги, где их бережно хранят. Истории их собирательства
Или вот история представленной на выставке чернильницы «Библиофил» середины XIX века, которую завсегдатаи Музея книги уже видели на выставке «Французская оригинальная и переводная книга в России в XVIII—XIX вв.» . Чернильница замечательна тем, что скульптурное изображение-шарж читающего на крышке не собирательный образ библиофила, а в его основе реальный персонаж — французский писатель Шарль Нодье, карикатура на которого был опубликован в 1842 году в журнале Le Charivari (№ 115). Чернильница оказалась в коллекции Музея книги вместе с изданиями актера и библиофила Николая Павловича Смирнова-Сокольского (1898 - 1962). Вопрос о том, как она у него оказалась, оставался открытым до того момента, пока Нина Чаленко не нашла в журнале «Декоративно-прикладное искусство СССР» за 1960 год статью Смирнова-Сокольского, в которой он упоминает, что раньше чернильница была у Андрея Сергеевича Молчанова. Молчанов — известный ленинградский антиквар и букинист, помогал артисту собирать библиотеку. «Библиофил» словно сошел в Голубом зале с двух экслибрисов Молчанова: один мы видим на книге Б. А. Лемана «Чурлянис» (СПб., 1912), второй — на экземпляре «Бахчисарайского фонтана» (Москва, 1824) Пушкина. С именем последнего связана еще одна редкая чернильница на выставке — «Арап», попавшая в Музей также с коллекцией Смирнова-Сокольского. Точно такая же была в 1832 году подарена Пушкину его другом Павлом Нащокиным. Эта чернильница после смерти Пушкина находилась у его старшего сына Александра Александровича, а сейчас хранится в Петербурге, во Всероссийском музее А. С. Пушкина на набережной Мойки.
Книжные связи
С именем современников поэта на выставке связаны две витрины. Одна из них посвящена Павлу Петровичу Свиньину, художнику, писателю, издателю «Отечественных записок». Почему рядом с его книгами бюст Гоголя? Известно, что сюжет «Ревизора» Гоголю подсказал Пушкин, и, по одной из версий, именно поездка Свиньина в Бессарабию легла в его основу. На выставке — оригинал с иллюстрацией к «Ревизору» художника Петра Михайловича Боклевского. «Я знала, что у нас есть два оригинальных рисунка Боклевского, но не была уверена, что там есть сюжет с книгой, — рассказывает Нина Чаленко о подготовке выставки. — Открываю папку — а там как раз сцена чтения письма городничим».
Один из замечательных «читающих людей» на выставке — Петр Андреевич Вяземский. В экспозиции две весьма редких книги с пометами писателя. Одна из них — первый сборник его стихотворений «В дороге и дома» (Москва, 1862). «Довольно слабо и вяло», «Здесь должно быть
Еще один пример воплощения книжных образов в реальности. Рядом с книгой
Листья и листочки
Тема человека читающего и пишущего намного шире — многих ее сторон в Музее книги не коснулись, признаются сотрудники выставочного сектора НИО редких книг. Тем не менее широта охвата тем чтения оказалась очень большой. Книга с автографом Николая Рубакина и его личная ручка, единственный портрет с натуры подвижника библиотечного дела Николая Федорова и чернильный прибор одного из директоров РГБ Ивана Петровича Кондакова, книга с автографом Александра Блока и издания из библиотеки императорской династии Романовых — громкие и полузабытые, но от этого, может быть, еще более замечательные, имена читателей и почитателей книги на выставке представлены в великом множестве.
В экспозиции нашли свое место и тема семейного чтения, и
|