Выставка «Недаром помнит вся Россия…»
![]() |
Основную часть экспозиции занимает графика — цветные карикатуры, гравированные и литографированные листы, большие изящные офорты, чертежи архитектурных построек. Графику и рисунки можно рассматривать как своеобразную художественную рефлексию на еще свежие в памяти свидетелей 1812 года события. Картинки создавались на основе рассказов, донесений и собственных зарисовок очевидцев. В отличие от моментальных карандашных зарисовок, все образцы графики на выставке лишены отпечатка первого впечатления, это плоды кропотливой и длительной работы высочайшего качества.
Графические листы из собрания Российской государственной библиотеки занимают на выставке едва ли не половину всей экспозиции. Целый зал посвящен русской карикатуре и французским «эпинальным картинкам» — по стенам развешаны карикатуры художников
Ивана Теребенева
, Алексея Венецианова, Ивана Иванова, Андрея Ухтомского и Самуила Шифляра, работы английских и французских художников Дениса Дайтона, Франсуа Георгена. Отметим, что листы, посвященные войне 1812 года, составляют значительный раздел коллекции фонда народной картинки отдела изоизданий РГБ. Среди картинок русских художников можно увидеть изображения, созданные по инициативе московского губернатора графа Федора Ростопчина, представлена в экспозиции и одна из знаменитых «ростопчинских» афиш — «Карнюшка Чихирин». Любопытны и
![]() |
Редко экспонируется и почти неизвестна широкой публике серия французских «эпинальных картинок», посвященных Наполеону. Картинки «L`Image d`Épinal» названы по имени города Эпиналь на востоке Франции, где их производили. Издательский дом «L`Imagerie d`Épinal» существует до сих пор, а самая значительная коллекция «эпиналей» хранится в одноименном местном музее. В период Июльской монархии предприятие активно занималось публикацией картинок, посвященных прославлению личности Наполеона. В собрании отдела изоизданий РГБ хранится более сорока листов, посвященных событиям из жизни императора. В большинстве авторизованных картинок автором изображений указан художник Франсуа Георген. На выставке можно увидеть 10 «эпиналей» из РГБ: «Колонна» («La colonne»), «Национальная слава. Наполеон» («Gloire Nasionale. Napoléon») , «Апофеоз Наполеона» («Apothéose de Napoléon») , «Императорская семья» («La famille impérial») и другие. Французская трактовка хода памятной битвы нашла отражение в листе «Бородинское сражение» («Bataille de la Moscowa»). Изображение кровопролитной батальной сцены с бравыми всадниками, многочисленными взрывами и пороховым дымом над полем, очевидно, говорило зрителям о массированном наступлении регулярных французских войск, а сопроводительный текст не давал усомниться в последующей победе французского оружия. На заднем плане — изображение возвышающейся готической часовни, более близкой миропониманию французского художника, не знакомого с подмосковной топографией. Однако соседствующие на стенах того же зала карикатуры русских художников свидетельствуют о несколько ином исходе сражения. «Угощение Наполеону в России» , «Французские мародеры, испугавшиеся козы», «Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России», «Наполеон у русских в бане», «Наполеон формирует новую армию из разных уродов и калек» и, наконец, «Разрушение всемирной монархии» не должны оставить сомнения у русского читателя XIX века в том, чья армия победила во время русской кампании французского императора.
Отдельный зал занимают портреты из собрания РГБ, в числе которых гравюры, исполненные по знаменитым картинам Джорджа Доу для Галереи 1812 года в Зимнем дворце, и награвированные лучшими мастерами своего времени: Томасом Райтом, Франческо Ведрамини, Павлом Мейером, Генрихом Доу, Соломоном Карделли. Портреты дополняют книги в витринах о героях войны 1812 года, исполненные уже в несколько ином стиле, близком к народному восприятию. Эти портреты часто использовались в популярных книгах в качестве фронтисписов.
Что касается экспонатов из других музеев, то интересны батальные листы русских, английских, немецких и французских мастеров из Государственного литературного музея. Все эти работы входили в состав коллекции Николая Кузьмича Синягина, купца, библиофила и обладателя огромной библиотеки книг и изображений о событиях 1812 года, которая считалась одной из лучших среди
Все многообразие представленных на выставке материалов подчинено единому замыслу, погружающему зрителя в эпоху событий Отечественной войны 1812 года.
![]() |