20 апреля в связи с проведением Библионочи-2024: читальные залы главного здания, Дома Пашкова будут закрыты; читальные залы Центра восточной литературы и Музей книги будут работать в обычном режиме
В связи с ремонтными работами введены ограничения в читальном зале «Центр правовой информации». Подробнее
Издательство «Молодая гвардия»: 90 лет истории в именах и событиях
РГБ, отдел редких книг, Музей книги
с 19 октября по 24 ноября 2012 года
Этой осенью исполняется 90 лет «Молодой гвардии», одному из старейших издательств страны. Основанное в 1922 году, оно уже в первый год работы выпустило более 70 книг общим тиражом около 600 тысяч экземпляров. Довольно быстро эти тиражи стали многомиллионными, а издательство смогло пережить все политические и финансовые потрясения, не изменяя своему главному делу — изданию книг.
В самом названии «Молодой гвардии» содержится залог до сих пор не иссякшей энергии, а первая изданная книга задала основной вектор дальнейшей работы. Ею стала брошюра Надежды Крупской «Организация самообразования (Что читать и чему учиться)». С тех пор в сфере интересов «Гвардии» много книг, которые несут просветительские функции:
научно-популярная
и учебная литература, детские и юношеские журналы, альманахи, многочисленные книжные серии, среди которых — знаменитая «Жизнь замечательных людей». Практически все, что было выдающегося в отечественной словесности, науке, искусстве, спорте, государственном строительстве, нашло отражение на страницах молодогвардейских изданий. Именно здесь впервые оценили таланты Василия Шукшина и Валентина Распутина, опубликовали ранние произведения Василия Белова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского. С издательством сотрудничали писатели Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Аркадий Гайдар, Леонид Леонов, Николай Островский, Константин Симонов, Александр Твардовский, Юрий Трифонов, Михаил Шолохов, академики Никита Моисеев, Борис Рыбаков, Алексей Окладников; космонавты Юрий Гагарин, Андриан Николаев, Валерий Рюмин; чемпионы мира по шахматам Михаил Таль и Анатолий Карпов; спортсмены Лариса Латынина, Валерий Брумель, Ольга Корбут и другие.
Политика и искусство
Основанная при Центральном Комитете Российского Коммунистического Союза Молодежи, «Молодая гвардия» совмещала выпуск идеологической литературы с книгами, интересными при любой политической «погоде». Так, знаменательные интенсивным коммунистическим строительством 1920—1930 годы требовали серий «Круг чтения комсомольца», «Библиотека красной молодежи», «Комсомольский театр», однако не отменяли выхода и таких изданий, как «Гоголь» Александра Воронского (1934). Сейчас этот экземпляр книги — библиографическая редкость по двум причинам.
Во-первых
, она стала первой в серии «ЖЗЛ», изданной под логотипом «Молодой гвардии» (до этого ЖЗЛ издавалась «
Журнально-газетным
объединением» и петербургским издательством Флорентия Павленкова).
Во-вторых
, экземпляров этого издания практически не осталось, поскольку Воронский был расстрелян, а тираж книги запрещен. Принципы большевика, идеолога литературного движения «Перевал» Воронского были близки к троцкизму, впоследствии он стал осуждать методы Пролеткульта, разрушавшего старую, «дворянскую», культуру и строящего новую, «пролетарскую». Взгляд Александра Воронского на Гоголя явно сложился еще до революции: он рисует писателя как человека, воспринимающего детали быта сквозь призму мистического опыта. В 2009 году
«Гоголь»
был впервые переиздан в той же серии «ЖЗЛ». Долго шла к читателю и представленная на выставке биография Мольера руки Михаила Булгакова: в 1932 году ее не приняли к публикации, рассудив, что в ней недостаточно критикуется «буржуазный театр» эпохи Людовика XIV. Впервые книга увидела свет только в 1962 году.
В первое же десятилетие работы издательство привлекало к оформлению своих книг лучших художников: знаменитого
живописца Владимира Фаворского (
«Труженики моря» Виктора Гюго
, 1935), мастера акварели Николая Травина (
«Человек-невидимка»
Герберта Уэллса
, 1936), художника и конструктора книги Николая Ильина, Соломона Телингатера и других. Все они чрезвычайно ценили книгу как особое пространство для творчества. Например, Владимир Фаворский, который совмещал талант художника с даром теоретика, писал в своей книге
«Об искусстве, о книге, о гравюре»
: «Искусство оформления книги — это синтез искусств, объединяющий объемные моменты, почти скульптуру, с изобразительными: шрифтом и иллюстрацией. В малом масштабе это тот же синтез, к которому стремится и архитектура, объединяясь со скульптурой и живописью».
Книжки-малышки
Издательство всегда ориентировалось на молодую, мобильную аудиторию — отсюда сохранившийся на долгие годы излюбленный формат карманной книжки, которую удобно брать с собой в дорогу. Так изданы знаменитые «Задачи союзов молодежи» — речь Ленина 1920 года (на выставке есть два экземпляра — 1953 и 1940 гг.), которая часто дарилась участникам различных политических съездов. Великая отечественная война «способствовала» сохранению этого формата, удобного для передвигающихся по фронтовым дорогам бойцам: на витринах Музея книги можно увидеть изрядно зачитанные карманные экземпляры
«Лирики» Константина Симонова
и
«Декабря под Москвой» Алексея Сурков
а (обе изданы в 1942 году). Не потерялся этот формат и в мирное время. Например, накануне летней олимпиады в Москве была издана сувенирная книжечка
«Только вперед!»
с напутствиями и пожеланиями олимпийцам, в том числе от женщин с именем Олимпиада, которые родились в 1900 году —
от Олимпиад-80
. «Не думали мои родители, когда давали мне имя Олимпиада, что через 80 лет и обо мне вспомнят. Дорогие вы мои олимпийцы! Здоровья вам, хорошего настроения и побольше золотых медалей!» Каждое десятилетие в излюбленной «малой форме» издательство выпускало и юбилейные книжки, подводящие итоги очередного десятилетия работы коллектива редакторов и полиграфистов. В сувенирной книжке к
75-летию
указано, что за этот период было издано 25 тысяч наименований общим тиражом более 2 млрд книг и брошюр. Итоги девяностолетия пока не подведены, но очевидно, что они будут внушительными.