Выставка из фондов отдела нотных изданий и звукозаписей «225-лет со дня рождения русского композитора А. А. Алябьева (1787—1851)»
РГБ, отдел нотных изданий и звукозаписей
с 16 по 31 октября 2012 года
Перед началом круглого стола гости имели возможность увидеть на выставочных стендах издания произведений Алябьева из фондов РГБ, в том числе из редких и особо ценных нот, вокальные партии романсов композитора, произведения камерной и фортепианной музыки. Всего около 50 нотных изданий, а также книги об Алябьеве (музыковедческие труды Бориса Штейнпресса, Бориса Доброхотова и Бориса Хавторина), журнальные и газетные статьи — все это составило небольшую выставку в концертном зале Дома Пашкова.
Круглый стол сопровождало исполнение романсов Александра Алябьева солистом МАМТ им.
К. С. Станиславского
и
В. И. Немировича
-Данченко Дмитрием Степановичем. Это обстоятельство, а также артистизм, с которым многие из участников встречи читали свои доклады, сделало круглый стол похожим на
литературно-музыкальный
салон — формат встречи единомышленников и друзей, который был популярен в России в XIX веке. Темы докладов стали попытками исследовать как биографию и личность Алябьева, так и проанализировать его творчество с позиций теории музыки. Например, преподаватель детской музыкальной школы им. А. Алябьева Злата Пляшкевич в своем докладе «Александр Алябьев — гражданин, музыкант, воин» сделала акцент на исключительности натуры композитора, яркому проявлению качеств которой способствовали обстоятельства его жизни, в частности, война 1812 года, участником которой он был. «С 38 лет и до конца жизни он был лишен практически всего, но тем не менее продолжал писать свою прекрасную музыку», — рассказала она о трагических обстоятельствах ареста и ссылки композитора. Несмотря на все это, Алябьев был при жизни очень известен — все, что он писал, немедленно переписывалось от руки и исполнялось в частных музыкальных салонах.
Популярный автор
Алябьев стал автором более 500 музыкальных произведений, в том числе симфонических и хоровых, и 160 романсов — жанра, который прославил его больше всего. Но писал он далеко не только романсы. В фонде нотных изданий библиотеки немало так называемых музыкальных альбомов, составлявшихся из вокальных и фортепианных пьес, романсов, русских песен, вариаций на популярные мелодии. При слабом развитии
музыкально-издательского
дела в то время такие альбомы способствовали пропаганде творчества русских композиторов. Например, в
«Драматическом альбоме для любителей театра и музыки на 1826 год»
опубликованы номера из водевилей с музыкой Алябьева. Музыкальные альбомы обычно отличало богатое оформление: так, титульный лист и нотный текст «Драматического альбома» гравированы, в оформлении титульного листа использованы разнообразные шрифты, есть небольшая гравюра, изображения масок, лиры и гитары в обрамлении листьев, что соответствует тематике альбома — музыка для театра.
Интересна история имеющегося в РГБ сборника
«Голоса украинских песен» (1834)
. После Отечественной войны 1812 года в России начался «фольклорный бум». Народные напевы записывались либо с голоса, либо по памяти, при этом собиратели не стремились донести до потомков «шероховатости» мелодий и текстов в первозданном виде. Авторы сборников старались отредактировать песню, сделать ее удобной для любительского исполнения. Одним из них был Михаил Максимович, профессор ботаники в Московском университете. В 1832 году на Кавказе он занимался научной работой и в Пятигорске познакомился с Алябьевым. Максимович привлек его к подготовке сборника украинских песен. В отличие от других композиторов, Алябьев старался, гармонизуя напевы, сохранять их в первозданной чистоте. Сборник
Максимовича
—
Алябьева
является первым музыкальным собранием, включающим в себя только украинские народные песни, что делает его библиографической ценностью. В редком фонде имеются также несколько романсов Алябьева из цикла
«Северный певец»
: «Живой мертвец» на слова Николая Раевского, «Кудри» на слова Антона Дельвига, «Русый локон» на слова Ивана Голдинского, «Канареечка». Среди прижизненных изданий — песня «Кабак» на стихи Николая Огарева.
«Соловей мой, соловей»
Рекорды по издаваемости как на бумаге, так и в звукозаписях, безусловно, бьет «Соловей». Его популярность началась с премьеры 7 января 1827 года в дивертисменте Большого театра. Романс разнообразно аранжировался и обрабатывался. Самим Алябьевым сделано две обработки, одна — для голоса с хором и симфоническим оркестром, другая — a cappella. В фонде библиотеки есть переложение для фортепиано
«Соловья» Михаила Глинки и Ференца Листа
(издания
А. И. Бернарда
). Глинка инструментовал его для певицы Валентины Бьянки, а Ференц Лист заинтересовался «Соловьем» во время визита в Петербург в 1842 году, где создал его фортепианную транскрипцию. «Мне очень лестно, — писал Алябьев в письме издателю Бернарду, — что мой романс мог заинтересовать столь знаменитого автора, как господин Лист; музыка этой транскрипции восхитительна». Автограф этого письма опубликован в
«Автографах музыкальных деятелей (1839—1889)»
— художественном альбоме с нотами, портретами, рисунками, письмами известных композиторов. Начало зарубежной популярности романса положила гордость немецкой оперной сцены, прославленная певица Генриетта Зонтаг, пели его и Полина
Виардо-Гарсия
, Аделина Патти. В фонде библиотеки «Соловей» представлен изданиями Юргенсона, «Музгиза», «Музыки», «Композитора». Романс положил начало автобиографическому музыкальному триптиху: «Соловей» — «Прощание с соловьем» — «Прощание с соловьем на Севере».
«Виртуоз на фортепиано и славный теоретик»
В конце XIX века издателем Петром Юргенсоном была предпринята попытка публикации
«Полного собрания романсов и песен» (1898)
, которое есть в фонде РГБ. В него вошло 111 вокальных миниатюр, объединенных в четыре тома. Полным собранием песен композитора можно считать современный четырехтомный сборник 1974—1977 годов.
За год до смерти Алябьева появился
«Ручной музыкальный словарь Адольфа Гарраса» (Москва, 1850)
, в котором была помещена первая словарная статья о композиторе: «Алябьев, Александр Александрович, известный композитор русских романсов, участник при композиции некоторых русских оперетт, виртуоз на фортепиано и славный теоретик. Его песня "Соловей" поместила его в число национальных русских композиторов». А спустя 60 лет после смерти Алябьева, в 1912 году, вышла первая монография о нем, принадлежащая перу музыковеда Григория Тимофеева. А около 60 лет назад был обнаружен личный архив композитора, после чего началось активное изучение его биографии и музыкального наследия. Многие издания
1950-х
годов, имеющиеся в фонде РГБ, — это первые публикации сочинений Алябьева. Среди них увертюра к трагедии
Василия
Алябьева
(брата композитора) «Отступник, или Осада Коринфа», «Неоконченное фортепианное трио
ми-бемоль
мажор», «Увертюра фа минор для симфонического оркестра», «Первый квартет для двух скрипок, альта и виолончели
ми-бемоль
мажор» и другие произведения, изданные «Музгизом».