Условия комфорта в читальных залах РГБ. Подробнее


Магазин в третьем подъезде работает по летнему графику. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

«Вспомним, братцы, россов славу!..»: война 1812 года в музыке

РГБ, отдел нотных изданий и звукозаписей
с 18 июля по 31 октября 2012 года

В РГБ начала работу выставка «"Вспомним, братцы, россов славу!..": война 1812 года в музыке » . Она представляет песни, марши, вальсы, оперы, создававшиеся в разное время, но все без исключения отмеченные печатью искренности и таланта. Отделом нотных изданий и звукозаписей (МЗ) подобраны наиболее яркие произведения, посвященные грозным событиям 200-летней давности.

Среди нот почетное место занимают сохранившиеся экземпляры 1812—1813 гг. выпуска, которые хранятся в секторе наиболее ценных изданий фонда МЗ. Они воскрешают память о героических личностях: «Марш на погребение Его Светлости генерал-фельдмаршала князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского» (муз. С. Аксенова), «Военная песнь в честь генералу графу Витгенштейну» (муз. Д. Кашина), «Марш на смерть генерал-поручика Баггувута, павшего со славою за Отечество в сражении против французов при Тарутине 6 октября 1812 года» (муз. В. Аумана).

Разумеется, много внимания уделено Александру I и Наполеону. Интересны вокальные произведения на текст лермонтовских «Двух великанов», где поэт в аллегорической форме описал противостояние императоров. На выставке можно увидеть живописно оформленные ноты «Изображения объятой пламенем Москвы» (фантазия Даниэля Штейбельта), выпущенные в петербургском издательстве К. Петца. На титульном листе — двуглавый орел в лучах славы с вензелем Александра I и поверженные на землю одноглавые орлы, символизирующие герб Бонапарта.

Есть лиричное сочинение, посвященное простому солдату, который наверняка не хотел вторгаться в чужую страну и встретить там свой конец. Главное действующее лицо музыкальной картины Иосифа Труффи «На стогнах войны» — смертельно раненый в битве под Смоленском француз. Он вспоминает семью, мирную жизнь и осознает, сколь губителен был этот поход и какая мощь противостояла захватчикам.

Из наиболее выдающихся оркестровых произведений, представленных на выставке, можно назвать «1812 год» П. И. Чайковского. Торжественная увертюра создавалась в связи с открытием Храма Христа Спасителя, посвященного 70-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Впервые она исполнялась в зале Всероссийской промышленно-художественной выставки. Репортер «Русских ведомостей» с воодушевлением сообщал: «Вызовам не было конца. Мы от души радовались, что живем не в то время, когда великие таланты должны были дожидаться смерти, чтобы быть наконец признанными». Между прочим, композитор работал над этой грандиозной вещью в Каменке, связанной с именами двух героев — генерала Николая Раевского и предводителя партизанского движения Дениса Давыдова.

Строки из стихов прославленного героя Отечественной войны 1812 года стали названиями разделов выставки: «Гром победы раздавайся», «Во славу русского народа», «В победах род славян возрос», «Уж постоим за родину свою». Давыдов далеко не единственный поэт — участник войны 1812 года. Еще более известное имя — Василий Жуковский, в чине поручика вступивший в московское ополчение. Он создал оду «Певец во стане русских воинов», к которой писали музыку талантливые композиторы Дмитрий Бортнянский и Алексей Верстовский.

Участвовал в боях и Александр Алябьев, увековечивший свое имя романсом «Соловей». Добровольно вступив в русскую армию, он дошел до Парижа. На военную тему Алябьевым написаны патриотические и гусарские песни. Ему также принадлежит «Марш, игранный на трубах при погребении его светлости князя Д. В. Голицына». Представленное на выставке издание этого марша относится к числу редких нот.

Бородинское сражение запечатлено в разных жанрах. Из вокальных произведений стоит отметить песню «Бородино» на слова Лермонтова и музыку Алексея Архангельского. Это одно из сочинений, приуроченных к столетию победы над французами. Знаменательной дате посвящен и юбилейный марш «Наполеон в Москве», в основу которого легла мелодия популярной песни «Пожар московский». Любопытно, что на обложке издания значится: «Исполняется с громадным успехом с военным оркестром».

Специально к юбилею были изданы собрания военных песен (Н. Кленовского, С. Траилина), а также ноты Гартевельда, составляющие серию «1812 год. 35 русских и французских песен, маршей, танцев и пр. эпохи вторжения Наполеона I в Россию в 1812 году». Вильгельм Наполеонович Гартевельд, выпускник Лейпцигской консерватории, кроме того увлеченно собирал фольклор каторги и ссылки.

Выставка знакомит с музыкально-сценическими произведениями. Например, с оперой Бориса Яновского «В 1812 году» на либретто Саввы Мамонтова — основателя русского частного оперного театра в Москве. Знаменитый меценат проявил себя с неожиданной стороны.

Представлена и сценическая музыка второй половины ХХ столетия. Это, прежде всего, опера Сергея Прокофьева «Война и мир» на либретто самого композитора и Миры Мендельсон-Прокофьевой. Работа над ней началась в 1941 году. Ни над каким другим своим произведением Сергей Сергеевич не трудился так долго и тщательно. Он посвятил опере десять лет, и все-таки не успел при жизни увидеть ее на сцене в полном варианте. Почти одновременно с Прокофьевым Тихон Хренников написал музыку к спектаклю Театра Красной армии «Давным-давно». Спектакль был поставлен в сорок втором и имел большой успех. А в 1980 году в Большом театре состоялась премьера балета Хренникова «Гусарская баллада». Выставка знакомит с клавиром балета.

В отдельной витрине демонстрируются грампластинки из серии «Русская военная музыка и музыка, посвященная Отечественной войне 1812 года, в записях 1900—1970 годов». В них особую ценность представляет пение солдат-песенников, которые были в каждом полку. Оно сопровождало воинов и на марше, и на привале. Некоторые из этих песен прозвучали на открытии выставки.

На вернисаж в Дом Пашкова пришли потомки участников Отечественной войны 1812 года. Их выступления дополнили общую картину живыми деталями. Юлия Васильевна Хитрово, прямой потомок Кутузова, рассказала о том, что Михаил Илларионович очень любил музыку и хорошо разбирался в ней. Георгий Владимирович Ляпишев поведал о своем прадеде — рядовом лейб-гвардии егерского полка Василии Ляпишеве. В семье сохранилась копия его формулярного списка за 1822 год. Геннадий Александрович Готовцев, исследователь истории своего рода и автор книги «Лев на башне, или Шесть веков доблести», сообщил, что пятеро его предков сражались в Отечественную войну 1812 года, трое были участниками Бородинского боя. Их имена высечены на мраморных досках в храме Христа Спасителя.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться