«Вспомним, братцы, россов славу!..»: война 1812 года в музыке
![]() ![]() |
|
![]() ![]() |
|
![]() ![]() |
|
![]() ![]() |
В РГБ начала работу выставка «"Вспомним, братцы, россов славу!..": война 1812 года в музыке » . Она представляет песни, марши, вальсы, оперы, создававшиеся в разное время, но все без исключения отмеченные печатью искренности и таланта. Отделом нотных изданий и звукозаписей (МЗ) подобраны наиболее яркие произведения, посвященные грозным событиям 200-летней давности.
Среди нот почетное место занимают сохранившиеся экземпляры
Разумеется, много внимания уделено Александру I и Наполеону. Интересны вокальные произведения на текст лермонтовских «Двух великанов», где поэт в аллегорической форме описал противостояние императоров. На выставке можно увидеть живописно оформленные ноты «Изображения объятой пламенем Москвы» (фантазия Даниэля Штейбельта), выпущенные в петербургском издательстве К. Петца. На титульном листе — двуглавый орел в лучах славы с вензелем Александра I и поверженные на землю одноглавые орлы, символизирующие герб Бонапарта.
Есть лиричное сочинение, посвященное простому солдату, который наверняка не хотел вторгаться в чужую страну и встретить там свой конец. Главное действующее лицо музыкальной картины Иосифа Труффи «На стогнах войны» — смертельно раненый в битве под Смоленском француз. Он вспоминает семью, мирную жизнь и осознает, сколь губителен был этот поход и какая мощь противостояла захватчикам.
Из наиболее выдающихся оркестровых произведений, представленных на выставке, можно назвать «1812 год» П. И. Чайковского. Торжественная увертюра создавалась в связи с открытием Храма Христа Спасителя, посвященного
Строки из стихов прославленного героя Отечественной войны 1812 года стали названиями разделов выставки: «Гром победы раздавайся», «Во славу русского народа», «В победах род славян возрос», «Уж постоим за родину свою». Давыдов далеко не единственный поэт — участник войны 1812 года. Еще более известное имя — Василий Жуковский, в чине поручика вступивший в московское ополчение. Он создал оду «Певец во стане русских воинов», к которой писали музыку талантливые композиторы Дмитрий Бортнянский и Алексей Верстовский.
Участвовал в боях и Александр Алябьев, увековечивший свое имя романсом «Соловей». Добровольно вступив в русскую армию, он дошел до Парижа. На военную тему Алябьевым написаны патриотические и гусарские песни. Ему также принадлежит «Марш, игранный на трубах при погребении его светлости князя Д. В. Голицына». Представленное на выставке издание этого марша относится к числу редких нот.
![]() ![]() |
|
![]() ![]() |
|
![]() ![]() |
|
![]() ![]() |
Бородинское сражение запечатлено в разных жанрах. Из вокальных произведений стоит отметить песню «Бородино» на слова Лермонтова и музыку Алексея Архангельского. Это одно из сочинений, приуроченных к столетию победы над французами. Знаменательной дате посвящен и юбилейный марш «Наполеон в Москве», в основу которого легла мелодия популярной песни «Пожар московский». Любопытно, что на обложке издания значится: «Исполняется с громадным успехом с военным оркестром».
Специально к юбилею были изданы собрания военных песен (Н. Кленовского, С. Траилина), а также ноты Гартевельда, составляющие серию «1812 год. 35 русских и французских песен, маршей, танцев и пр. эпохи вторжения Наполеона I в Россию в 1812 году». Вильгельм Наполеонович Гартевельд, выпускник Лейпцигской консерватории, кроме того увлеченно собирал фольклор каторги и ссылки.
Выставка знакомит с музыкально-сценическими произведениями. Например, с оперой Бориса Яновского «В 1812 году» на либретто Саввы Мамонтова — основателя русского частного оперного театра в Москве. Знаменитый меценат проявил себя с неожиданной стороны.
Представлена и сценическая музыка второй половины ХХ столетия. Это, прежде всего, опера Сергея Прокофьева «Война и мир» на либретто самого композитора и Миры Мендельсон-Прокофьевой. Работа над ней началась в 1941 году. Ни над каким другим своим произведением Сергей Сергеевич не трудился так долго и тщательно. Он посвятил опере десять лет, и все-таки не успел при жизни увидеть ее на сцене в полном варианте. Почти одновременно с Прокофьевым Тихон Хренников написал музыку к спектаклю Театра Красной армии «Давным-давно». Спектакль был поставлен в сорок втором и имел большой успех. А в 1980 году в Большом театре состоялась премьера балета Хренникова «Гусарская баллада». Выставка знакомит с клавиром балета.
В отдельной витрине демонстрируются грампластинки из серии «Русская военная музыка и музыка, посвященная Отечественной войне 1812 года, в записях
На вернисаж в Дом Пашкова пришли потомки участников Отечественной войны 1812 года. Их выступления дополнили общую картину живыми деталями. Юлия Васильевна Хитрово, прямой потомок Кутузова, рассказала о том, что Михаил Илларионович очень любил музыку и хорошо разбирался в ней. Георгий Владимирович Ляпишев поведал о своем прадеде — рядовом лейб-гвардии егерского полка Василии Ляпишеве. В семье сохранилась копия его формулярного списка за 1822 год. Геннадий Александрович Готовцев, исследователь истории своего рода и автор книги «Лев на башне, или Шесть веков доблести», сообщил, что пятеро его предков сражались в Отечественную войну 1812 года, трое были участниками Бородинского боя. Их имена высечены на мраморных досках в храме Христа Спасителя.