Выставка «Россия в Святой Земле», приуроченная к 130-летию Императорского православного палестинского общества
![]() ![]() |
|
![]() ![]() |
|
![]() ![]() |
|
![]() ![]() |
5 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась масштабная выставка «Россия в Святой Земле», приуроченная к
«Наши палестины»
Всем известно устойчивое выражение «в наших палестинах», но мало кто знает, что оно обязано своим существованием именно Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО). 130 лет деятельности Общества охватывают небольшой отрезок более чем тысячелетнего пути русских паломников к христианским святыням Ближнего Востока. С середины XIX в. российское правительство стало целенаправленно создавать комфортные условия для русского присутствия в библейском регионе — в Иерусалиме была открыта Русская духовная миссия, построен небольшой городок. Поток странников значительно увеличился после
Эта история продолжается до сих пор и, судя по всему, претендует на стирание политических границ и отмену конфессиональных противоречий, примиряя все ветви христианства, ислам и иудаизм, членов царской семьи и большевиков, царскую, коммунистическую и постсоветскую Россию. Восток, который для русских верующих всегда был не просто географическим понятием, а духовным измерением (недаром же в одном из православных песнопений Христос называется «Востоком Востоков»), стал местом двухтысячелетнего притяжения для всех.
Возвращение на Восток
«Интерес России к исторической Палестине никогда не был продиктован корыстью», — отметил на открытии выставки нынешний председатель ИППО Сергей Степашин. Действительно, история присутствия России в библейском регионе — это история деятельности священников, строителей, учителей, врачей, переводчиков, ученых, археологов, меценатов и бедняков, чрезвычайных и полномочных послов и «народных дипломатов». Как и во всякой долгой истории, здесь не обошлось и без трагедий, каковыми стали судьбы первого председателя Общества великого князя Сергея Александровича и его жены, великой княгини Елизаветы Федоровны. Путешествие в Святую Землю так ее впечатлило (рукописный оригинал «Маршрута путешествия Их Императорских Высочеств» тоже есть на выставке), что урожденная немецкая
![]() ![]() |
|
![]() ![]() |
|
![]() ![]() |
|
![]() ![]() |
«Отношения наши политические в Востоке и сложные их обстоятельства до такой степени изменились, что писать заочно инструкцию новой Миссии нашей почти невозможно, — пишет архимандрит Леонид Кавелин, — мы теперь уже имеем дело не с турками, а с европейцами… здесь всякая полумера не только не принесет пользы, но даже может послужить ко вреду Миссии, уронив ея достоинство». Речь о колониальных стремлениях Европы, которая наблюдала за деятельностью русской миссии и желала также усилить свое присутствие в регионе. Так в работе ИППО появились политические мотивы. Которые нимало не мешали симпатиям местного населения к русским: документы свидетельствуют, что уважение перед русскими паломниками было так велико, что православные арабы месяцами ждали, когда они приедут, чтобы пригласить их в крестные отцы и матери к своим детям. В 1914 году в 24 учебных заведениях общества в Палестине обучалось 1576 человек, в 77 школах Сирии и Ливана — 9974 ученика, подворья и странноприимные дома одновременно вмещали до 6—7 тысяч паломников, было построено около десяти больниц. На выставке немало документальных свидетельств об открытии всех этих заведений, «султанских фирманов» о приобретении Россией участков земли под строительство, список православных жителей Палестины, прошение православных сирийцев к ИППО об открытии школ
«Все движимое и недвижимое имущество»
Кроме просветительской и гуманитарной работы, ИППО вело и научную: спонсировало археологические экспедиции, изучало древние манускрипты в монастырях. Эта деятельность обеспечила Обществу выживание и после 1917 года, когда оно стало работать при Академии наук, продолжая выпускать все тот же «Палестинский сборник». Приобретенные земли за годы советской власти оказались утрачены — на выставке можно увидеть грозную ноту посла Красина министру иностранных дел Великобритании Керзону от 1923 года: «Российское правительство заявляет, что все земли, гостиницы, больницы, школы и другие здания, как и вообще все другое движимое и недвижимое имущество указанного общества в Иерусалиме, Назарете, Кайфе, Бейруте и в других местах Палестины и Сирии, или вообще где бы оно ни находилось, составляет собственность Российского государства». Борьба за зарубежную собственность ИППО продолжалась на протяжении всего ХХ века. Кстати, Общество занималось не только Ближним Востоком — оно открыло и православное подворье в итальянском городе Бари (тогда — Барград), где хранятся мощи св. Николая Чудотворца. Любопытно, что проект странноприимного дома и храма во имя св. Николая Чудотворца принадлежит архитектору Алексею Щусеву, автору проекта мавзолея Ленина.
С начала 90-х годов ХХ века Императорское православное палестинское общество постепенно возвращает себе утраченную за годы советской власти инфраструктуру в Святой Земле. На сегодняшний день ИППО вернуло Сергиевское подворье в Иерусалиме, открыло
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |