Выставка «Двадцать лет советской власти»
(Фото М. и Д. Прокудиных-Горских, 1937) |
24 мая 2012 года в МВЦ «Рабочий и колхозница» начала работу выставка «20 лет советской власти», приуроченная к 75-летию открытия советского павильона на Всемирной выставке в Париже. РГБ приняла активное участие в формировании экспозиции. Библиотека предоставила ряд хранящихся в ее фонде изданий, в том числе и «Конституцию (Основной Закон) СССР» 1937 года. «Мадам, вы спасли нас»Сам павильон СССР и увенчавшая его композиция появилась благодаря творческому союзу архитектора Бориса Иофана и скульптора Веры Мухиной. Еще в 1936 году в «Огоньке» была опубликована статья Бориса Михайловича, где он подробно информировал читателя: «Выставка развертывается в основном на традиционной территории подобных выставок — в районе дворца Трокадеро и Эйфелевой башни. Публика будет обеспечена средствами передвижения: легкими бесшумными автомобилями малых размеров, катерами. Открытие выставки совпадает с двадцатилетием Октябрьской революции. Поэтому в утвержденном проекте павильону СССР придан юбилейный торжественный характер. Главная часть завершается большой скульптурной группой рабочего и колхозницы. Юноша и девушка в мощном устремлении вперед высоко поднимают серп и молот. Эмблема советской власти, четко вырисовываясь на фоне дневного неба, ярко освещенная ночью, будет издалека указывать месторасположение павильона Союза ССР». Легендарной работе Веры Мухиной посвятила свое короткое выступление на вернисаже ее внучка — искусствовед и художник Марфа Замкова: — Советский павильон находился напротив павильона фашистской Германии. Немцы упорно ждали, пока закончится возведение нашего сооружения, чтобы свое сделать выше, грандиознее. Только у них ничего не получилось. В самом деле тяжеловесный немецкий павильон с орлом и свастикой оказался выше, однако никакого сравнения с нашим он не выдерживал. В двух фигурах — рабочего и колхозницы — ощущалось такое стремление к высокому и светлому! Морис Торез, генеральный секретарь французской компартии, сказал бабушке: «Мадам, вы спасли нас». |
(Фото М. и Д. Прокудиных-Горских, 1937) |
Апофеоз Страны СоветовАвторы советской экспозиции старались с максимальной наглядностью проиллюстрировать западному миру преимущества социалистического строя. На Всемирной выставке она была отмечена 270 наградами. Незнакомое искусство закрытой страны, смесь официозного пафоса и детской искренности, произвело впечатление. В советской печати утверждалось, что за полгода павильон посетили около 20 миллионов человек. В одной из витрин сегодняшней выставки помещена книга отзывов, к которой, по словам очевидцев, ежедневно выстраивалась длинная очередь. Смелый замысел по крупицам собрать то, что наши музейщики когда-то представили в столице Франции, вполне удался. На основе музейных собраний, частных коллекций, библиотечных и архивных фондов была проведена исследовательская работа, позволившая показать множество сохранившихся экспонатов. Они распределены по тем же разделам, что и на Всемирной выставке: достижения промышленности, авиация и освоение Арктики, строительство и архитектура, советский театр и кино и т. д. В МВЦ «Рабочий и колхозница» можно увидеть модели самолетов и паровоза «ИС (Иосиф Сталин)», первого вагона метрополитена и первого эскалатора. Творения рук человеческих сопровождаются богатым фоторядом. Перед нами — лица ударников социалистического труда, передовиков производства. В первую очередь тех, чьи имена еще долго значились в учебниках истории: Алексея Стаханова и Паши Ангелиной. Есть и нетипичные сюжеты. Например, фото молодой цыганки, сосредоточенно осваивающей трактор.
Взгляда не оторвать от коллекции фарфора
Из экспонатов, предоставленных РГБ, прежде всего стоит назвать «Каталог книг, представленных на Международной Выставке 1937 г. в Париже». М.-Л: «ACADEMIA», 1937; «Конституцию (Основной Закон) СССР». М. — Кремль. Издательство ЦИК СССР, 1937; книги издательства «Художественная литература» — полное собрание сочинений А. С. Пушкина в шести томах (1936 г.) и отдельно изданные «Евгений Онегин» и «Медный всадник». В 1937 году с размахом отдавалась дань памяти поэта, погибшего сто лет назад. Работа с его творческим наследием шла как никогда интенсивно. Настоящий апофеоз страны Советов являют собой крупногабаритные живописные полотна, которым отдан просторный зал. Названия достаточно информативны: «Доклад Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов», «Рассказ пограничника». «Завод «Шарикоподшипник» и т. п. Вниманию посетителей предлагаются эскизы панно Александра Дейнеки «Стахановцы», предназначавшегося для украшения павильона (проект не был реализован). Малоизвестные вещи, вроде китчевых «Интуристов в Ленинграде» Ивана Владимирова. И хрестоматийные: «Председательница» Георгия Ряжского или «Доклад И. В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)» Александра Герасимова. Поразительно, но в зале находится и полотно «Дождь» того же художника Герасимова. Другое измерение: терраса, влажная зелень, букет на столе. Усадебная Россия присела на краешке новой жизни... |
Оживший Чапаев
На открытии выставки «20 лет Советской власти» 24 мая присутствующих порадовал концерт солистов знаменитого ансамбля Александрова. Это выступление напомнило о том, что 75 лет назад программа советской делегации сопровождалась гастролями Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски под руководством А. В. Александрова и Московского художественного театра. Оба коллектива ожидал горячий прием. Правда, случалось всякое. Из воспоминаний актрисы Ольги Книппер-Чеховой: «На премьере „Любови Яровой“ произошел инцидент: когда на сцене ожидался приход белых и Чир вытаскивал из подполья трехцветное знамя, в партере раздались аплодисменты, и тут же сверху полетели свист и шиканье, заглушившие эти неуместные аплодисменты; в дальнейшем реакционная часть эмигрантской публики не решалась прерывать спектакль». МХАТу посвящена значительная часть экспозиции: здесь можно увидеть гастрольные афиши, программки, костюмы, макеты спектаклей. На Всемирной выставке работал кинотеатр на четыреста мест, где показывали фильмы, в том числе и советские. В камерном помещении МВЦ также демонстрируются фрагменты отечественных кинолент, заслуживших в Париже высокие награды: «Цирк», «Бесприданница», «Юность поэта», «Семеро смелых», «Мы из Кронштадта», «Чапаев». Не все знают о таком факте. 31 июля 1941 года появилась короткометражка «Чапаев с нами». Ее финал принципиально отличался от печального завершения полнометражного фильма. Там Василий Иванович погибал, однако для подъема духа бойцов, вступавших в кровопролитную войну, требовался герой во плоти и крови. И по приказу Сталина его оживили. Согласно переписанному сценарию народный любимец не тонет, переплывает свой Рубикон, вливается в ряды сражающихся и начинает громить врага. Разумеется, играл его опять же Борис Бабочкин, сам немало удивленный продолжением работы над образом. Организаторы выставки «20 лет советской власти» — правительство Москвы, департамент культуры города Москвы, музейно-выставочное объединение «Столица». Среди участников — Российская государственная библиотека, Музей современной истории России, Росизо, Политехнический музей, Третьяковская галерея, Государственный архив РФ, Центральный музей кино и др. |