Условия комфорта в читальных залах РГБ. Подробнее


Магазин в третьем подъезде работает по летнему графику. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

Театр в Москве. Издания XVIII — первой половины XX века

РГБ, отдел редких книг, Музей книги
с 5 по 20 марта 2012 года

5 марта 2012 года в Российской государственной библиотеке открылась выставка «Театр в Москве. Издания XVIII — первой половины XX века». Представлены не только хранящиеся в фонде НИО редких книг (Музея книги) словари, альманахи, альбомы. Но еще и то, что создает праздничное ощущение театра — программы спектаклей, бинокль, лайковые перчатки.

Один из самых любопытных экспонатов — книга известного английского актера и критика Дэвида Гаррика «Сочинение, содержащее в себе примечания на драмы, искусство представления, и игру театральных лиц...» (М., 1781).

Театралы и книголюбы непременно отметят и «Драматический словарь, или Показания по алфавиту всех российских театральных сочинений и переводов...» (М., 1787) — первое в России издание такого рода. Век девятнадцатый в этом ряду представлен «Драматическим альбомом для любителей театра и музыки на 1826 год» (М., 1825). Шмуцтитул альманаха украшает гравированное изображение Большого театра. Спустя четверть века появился также включенный в экспозицию «Драматический альбом с портретами русских артистов и снимками с рукописей», куда вошли тексты пьес, биографии, факсимильные воспроизведения афиш.

История нашего города неразрывно связана с историей его прославленных театров. О Московском художественном напоминает обложка первого отдельного издания чеховских «Трех сестер» (СПб., 1901) с овальными портретами исполнительниц главных ролей на первом представлении пьесы. Рано ушедшая из жизни Маргарита Савицкая, в которой Станиславский усмотрел большой талант еще в начале ее пути: «Восхитительна. Выйдет толк». Ольга Книппер, чей брак с Чеховым нажил ей немало недоброжелателей. И неотразимая красавица Мария Андреева, по какой-то странной прихоти судьбы ставшая революционеркой.

Немалый интерес представляют два родственных издания. «Императорского Большого театра программы» — экземпляр в кожаном переплете с золотым тиснением начала прошлого века. Примечательно, что напечатанное в нем либретто «Пиковой дамы» предваряет реклама первой российской паровой фортепианной фабрики К. М. Шредер. И «Императорского Московского Малого театра программы», рассказывающие о спектаклях 1894 и 1895 годов. Речь, в частности, идет о «Талантах и поклонниках», где блистала великая Мария Ермолова. На выставке есть книга с ее автографом. Это «Век женской моды» (Париж, 1894) с цветными изображениями дамских туалетов за сто лет.

К образцам высокого искусства книги безусловно относится издание, посвященное вахтанговской постановке «Принцессы Турандот» (премьера состоялась в 1922 году). Обложка, виньетки, иллюстрации выполнены оформителем спектакля Игнатием Нивинским.

Блистательный график Владимир Фаворский в числе других художников иллюстрировал сборник «Московский Театр Революции 1922 1933». Его перу принадлежит, например, созданный в технике ксилографии портрет примы Марии Бабановой в роли высоконравственного подростка Гоши, вместе с матерью вернувшегося на родину из чужого Парижа. Пьеса драматурга Алексея Файко «Человек с портфелем» пользовалась большой популярностью.

Сборник весьма идеологизирован. «Как далеко отстоит актер — активный строитель нового, социалистического общества, — рассуждает автор одной из статей, — от старого актера богемы, актера-одиночки, бродяги, актера — „жреца“! Советский актер должен быть мыслителем нашей эпохи, если так можно выразиться, умницей своего времени».

Особый жанр — театральные программки, доносящие дыхание времени. И прежде всего отношение к зрителю. Так, в предложенной вниманию посетителей программе спектакля МХТ «На дне» (1905 год) примечательно вежливое, но категоричное уточнение: «Ввиду настойчивых заявлений со стороны публики дирекция театра покорнейше просит занимать места до открытия занавеса и во время действия в зал не входить».


История московских театров
  • 1756 год — открыта гимназия для разночинцев при Московском университете со специальным Классом художеств. Здесь воспитывались будущие актеры для Театра Медокса, находившегося на месте нынешнего Большого театра.
  • 1805 год — в Москве по примеру Петербурга учрежден Императорский театр, из которого позже возникли Малый и Большой театры. До открытия московского Малого (1824) и Большого (1825) театров казенные труппы не имели своего помещения и играли в разных местах.
  • 60-е и 70-е годы XIX века — появляется несколько театральных кружков. Наиболее значимый из них — Театр Артистического кружка, возглавлявшийся А. Н. Островским.
  • 1882 год — открыт первый частный театр Ф. А. Корша.
  • 1897 год — знаменитая встреча Немировича-Данченко и Станиславского, продолжавшаяся 18 часов. Именно тогда они наметили реформы всех частей театра и решили основать Московский художественный театр.
  • 1913 год — формируется Студенческая драматическая студия под руководством Евгения Вахтангова. В сентябре 1920 года она вошла в состав Художественного театра под именем его «Третьей студии», превратившейся в 1921 году в новый самостоятельный театр.
  • 1914 год — появляется Камерный театр А. Я. Таирова и А. Коонен.
  • 1920 год — создается Государственный театр им. Вс. Мейерхольда, просуществовавший 1938 года, а в 1922 — Театр Революции, во главе которых до 1924 года стоял В. Э. Мейерхольд.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться