Русский скульптор Степан Эрьзя и весь мир
![]() |
||
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
Имя скульптора Эрьзи сегодня мало кому известно, в то время как еще в середине ХХ века произведения Степана Дмитриевича Нефедова (1876—1959) вызывали восхищение не только в России, но и далеко за ее пределами — в Англии, Италии, Франции, Аргентине.
В 1909 году его работа «Последняя ночь осужденного перед казнью» завоевала первое место на VIII Венецианской биеннале. Мастер создал трагический и вместе с тем полный героизма образ узника. «Это произведение было революцией. Невообразимая динамика сквозила в каждом сантиметре скульптуры, — рассказал на открытии выставки Михаил Журавлев, президент Международного фонда искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзи . — Отличительная черта Степана Эрьзи — его свобода. Творческая свобода. Я бы хотел специально выделить слово „свобода“. Потому что только свободный художник, понимающий себя, может так творить. Никто до сих пор не смог превзойти его талант в работе с деревом. Необычайная живость и реалистичность человеческих чувств и характеров, созданных мастером, непревзойденна».
На выставке в Российской государственной библиотеке представлены работы Эрьзи из частных собраний. «Портрет аргентинской девушки» (кебрачо) из коллекции музыканта Дмитрия Маликова, «Отрешенный»
Уникальным экспонатом является ранее неизвестная скульптура Иоанна Крестителя, датируемая 1914 годом. Она была создана для церковного прихода в городке Феццано (Италия). В фигуре святого заметна небольшая диспропорция — неестественно длинная шея. Это объясняется первоначальным расположением статуи — над главными воротами при входе в храм. Прихожане смотрели на нее снизу вверх, когда входили в церковь. И если бы скульптор придерживался точных пропорций человеческого тела, создавалась бы визуальная иллюзия, что голова Иоанна покоится на его плечах. Но простояла статуя там недолго. Почти сто лет она провела в церковных подвалах, пока не была отреставрирована флорентийским мастером-реставратором Даниэлем Анжелотто. Реставрационный анализ показал необычный состав материала, из которого выполнена скульптура — цемент и оливковое масло. Этот состав Степан Эрьзя придумал сам. Таким образом было достигнуто визуальное сходство с медью, которую мастер не мог себе позволить из-за бедности. Каркас статуи по этой же причине был деревянным. Копия, представленная на выставке в РГБ, выполнена профессором Академии Брера и Неаполя Аугусто Джуфреди и профессором Каррарской академии художеств Симоном Виццони и была вывезена в Россию по инициативе Фонда в 2010 году.
Степан Дмитриевич Нефедов родился в маленьком селе Баево в Мордовии. Художественное мастерство начал постигать, работая иконописцем. В начале ХХ века был студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сначала живописного отделения, потом скульптурного. В
На выставке в Голубом зале РГБ представлены единичные копии произведений Эрьзи аргентинского периода — «Фантазия», «Размышления», «Авиатор»
Степан Эрьзя был прекрасный архивист. Он фотографировал и описывал все свои работы. Благодаря этому качеству художника до нас дошли изображения сейчас уже утерянных произведений. Их снимки можно также увидеть на открывшейся выставке.
В 1950 году Эрьзя возвращается в СССР. Вместе с ним Одессу на корабле прибывают его работы, созданные за
Степан Дмитриевич последние годы своей жизни жил и работал в мастерской на Песчаной улице, в районе станции метро «Сокол». Михаил Журавлев рассказывает, что это была подвальная комнатушка, заставленная скульптурами. «В 1959 году он умирает, как нищий. Нищий, потому что у него украли свободу. Свободу творить и быть самим собой».
Выставка «Русский скульптор Степан Эрьзя и весь мир» представлена в Голубом выставочном зале Российской государственной библиотеки.
- Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5, под. 3, эт. 3.
- Часы работы: понедельник — суббота: с 12:00 до 17:00.
- Вход на выставку свободный.