Российская государственная библиотека и Евгений Чебатков продолжают совместный проект — чтения произведений русских классиков. Дополняют программу тематические выставки, подготовленные специально к каждому вечеру. Пятая встреча была посвящена Маяковскому.
19 июля 2023 года вся страна отмечала 130 лет со дня рождения великого русского поэта и драматурга, сценариста и режиссёра, актёра и художника Владимира Владимировича Маяковского (1893—1930). В этот вечер Евгений Чебатков прочитал цикл парижских очерков Маяковского. Евгений Чебатков — стендап-комик, телерадиоведущий, актёр озвучивания, ведущий телеграм‑канала CHBTKV, соведущий подкаста «История на ночь».
В 1922—1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу, посетив Латвию, Францию и Германию. Собираясь в поездку, в тезисах к одному из своих выступлений он записал, что едет не удивляться, а удивлять.
В Париже Маяковский первый раз пробыл лишь неделю, однако за эту неделю он сделал и повидал многое: посетил мастерские художников, художественные галереи, выставку «Осенний салон», парижские театры, встречался с композиторами и писателями, побывал на заседаниях палаты депутатов и осмотрел аэродром «Ле Бурже».
- Однодневная мини-выставка, подготовленная к чтениям
Слева: обложка поэмы «Про это» (1923). Фотомонтаж обложки и иллюстраций Александра Родченко
Читать в электронной библиотеке РГБ
Справа: титульный лист поэмы «Люблю» (1922). Издание открывало серию «МАФ — Московская — в будущем международная ассоциация футуристов. Серия поэтов»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Однодневная мини-выставка, подготовленная к чтениям
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Однодневная мини-выставка, подготовленная к чтениям
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Вступительным словом открывает вечер Дарья Хадеева, начальник группы специальных программ и экскурсионно-методической деятельности экскурсионного бюро РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Камерный оркестр «M.O.St» исполняет Кабардинский квартет Сергея Прокофьева
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Камерный оркестр «M.O.St» исполняет Кабардинский квартет Сергея Прокофьева
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
Всё это будет описано им позже в очерках и памфлетах, найдёт отражение в стихах так называемого парижского цикла. Летом 1925 года Маяковский живёт в Париже уже более трёх недель, а затем уезжает из столицы Франции в длительное путешествие по Америке.
На мини-выставке в конференц-зале можно было увидеть сборник футуристов «Пощёчина общественному вкусу», вышедший в 1912 году, в котором состоялся дебют Маяковского. В сборнике также опубликованы стихи Велимира Хлебникова, Давида Бурлюка, Алексея Кручёных, Бенедикта Лившица, Николая Бурлюка и Василия Кандинского. Прилагавшийся к сборнику манифест отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией.
Также на мини-выставке были представлены прижизненные издания Маяковского из собрания Ленинки: первый сборник стихов «Я!» (1913), поэма «Люблю» (1922), поэма «Про это» с фотоколлажами Александра Родченко (1923), второе издание поэмы «Во весь голос» (1931).
- Стендап-комик, телерадиоведущий, актёр озвучивания, ведущий телеграм‑канала CHBTKV, соведущий подкаста «История на ночь» Евгений Чебатков
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Евгений Чебатков
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Евгений Чебатков
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Евгений Чебатков
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Владимир Маяковский. 1909
Из издания: Владимир Маяковский: работы по изобразительному искусству: рисунки и текст. Москва, без года [1932?]
Открыть в электронной библиотеке РГБ
На чтениях выступили музыканты из камерного оркестра «M.O.St» (художественный руководитель и дирижёр Ирина Копачёва-Куровская), студенты и выпускники Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Они исполнили первую часть Струнного квартета № 2 Сергея Прокофьева, музыку которого Маяковский очень любил и часто слушал. В своём произведении Прокофьев, равно как Маяковский и другие деятели искусства XX века, ищет новые возможности воплощения средств художественной выразительности. Композитор решает непростую задачу, сочетая кабардинские народные интонации (из-за этого квартет получил название «Кабардинский») с классической музыкальной формой.