Лекция «Западноевропейская живопись в Румянцевском музее»
Рассказом о собрании западноевропейской живописи Румянцевского музея продолжится цикл лекций и встреч «Исчезнувший музей» . В октябре 1862 года 200 картин из Эрмитажа были привезены в Москву, а уже в ноябре публика смогла увидеть их в залах Пашкова дома. В 1924 году, после расформирования Румянцевского музея, это собрание положило начало картинной галерее Музея изящных искусств в Москве.
Московский публичный музей, изначально связанный с Московским университетом, формировался как музей образовательный и просветительский. Его устроители, понимая, что в обладании великими произведениями прошлых веков Москва не может соперничать с Петербургом и европейскими столицами, пошли по пути создания экспозиции, которая давала неискушённой публике хотя бы наглядную картину развития изобразительного искусства. Картины, переданные по распоряжению Александра II из Эрмитажа, позволили представить посетителям музея образцы итальянской, немецкой, фламандской, голландской и французской живописи XV — начала XIX века.
Насколько ценным и важным для Москвы было это собрание, сформированное одним из крупнейших в своё время знатоков старого европейского искусства Густавом Ваагеном? Каким образом шло пополнение коллекции в последующие годы? Что представляли из себя частные коллекции европейской живописи в Москве в XIX — начале XX века? Какие вещи можно считать украшением коллекции Румянцевского музея на момент его расформирования?
Об этом расскажет Виктория Эммануиловна Маркова — доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Директором Румянцевского музея с 1901 по 1910 год был Иван Владимирович Цветаев, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете — так тогда назывался ГМИИ имени А. С. Пушкина. После революции, в 1923 году, Народный комиссариат просвещения РСФСР принял решение об устройстве в Москве Музея западного искусства на основе произведений европейских мастеров, представленных в картинной галерее ликвидируемого Румянцевского музея, и о размещении его в здании Музея изящных искусств. Последний утрачивал статус учебного, был выведен из подчинения Московскому университету и стал Государственным музеем изящных искусств. Пост директора преобразованного музея занял Николай Ильич Романов, который с 1910 по 1923 год был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей Румянцевского музея. Судьбы людей и музеев оказались тесно сплетены. Об этом, как и о проблемах музейного дела в России, пойдёт речь на лекции.
Сотрудники Российской государственной библиотеки и ГМИИ имени А. С. Пушкина всегда хранили память о своей истории. Виктория Эммануиловна Маркова была одним из ключевых авторов самого фундаментального на сегодняшний день издания об истории Румянцевского музея — двухтомника «Эра Румянцевского музея», осуществлённого коллективом авторов из ГМИИ имени А. С. Пушкина и РГБ и вышедшего в свет в 2010 году.